Формула-1, вне всякого сомнения, является вершиной мирового автоспорта. Причем, она остается таковой на протяжении вот уже более семидесяти лет. Самые талантливые пилоты со всего мира мечтают попасть в «Королеву автоспорта», чтобы управлять самыми быстрыми болидами на планете, и сражаться с себе подобными. То есть – с лучшими из лучших.
Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Джим Кларк, Джеки Стюарт, Ники Лауда, Жиль Вильнев, Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен – поклонникам автогонок нет нужды объяснять кто все эти люди, и сколь велико их значение для мирового автоспорта. Победный вклад пилота всегда ценился даже больше, чем самого лучшего конструктора. Просто сравните гонорары топ-пилотов (например, Макс Ферстаппен получает 55 миллионов баксов в год), и Эдриана Ньюи (10 миллионов долларов). И это справедливо!
Найджел Мэнселл как-то сказал, что без пилота, даже самый быстрый болид не способен покинуть боксы. Но верно и обратное утверждение: без хорошей машины, даже самый одаренный гонщик не станет чемпионом. Однако, талант пилота трудно измерить, в отличие от технических характеристик автомобиля. Опять же, как можно сравнивать пилотов разных эпох? А вот болиды – запросто. Разумеется, не между собой, а по вкладу, который они внесли в создание репутации Формулы-1, как самой быстрой и технологичной гоночной серии в мире. Итак, сегодня вас ждет Топ-10 лучших болидов в истории Формулы-1.
10 место: McLaren MP4/2 TAG
McLaren MP4/2 – шедевр Джона Барнарда. Это был первый болид в мире, оснащенный полностью карбоновым монококом. В 1984 году, MP4/2 одержал победу в первом же Гран-при, а позже, усилиями Лауды и Проста, записал на свой счет еще 11 побед. Плюс еще шесть в 1985 году и четыре в 1986. «Карбоновый болид Барнарда» завоевал два Кубка Конструкторов, подарил третий титул Ники Лауде и два Алену Просту.

Помимо революционного шасси, важнейшим слагаемым успеха стал двигатель TAG-Porsche. Любопытно, что в квалификациях MP4/2 выглядел не слишком убедительно. В основном из-за того, что McLaren, по финансовым соображениям, отказались использовать квалификационные двигатели, в то время как остальные это делали. Например, Brabham BMW, выезжали на квалификации с моторами заряженными до 1500 л.с! Но в гонках McLaren Porsche неминуемо брал свое. Лишь в 1986 году Williams Honda продемонстрировала, что связка McLaren TAG-Porsche начинает стремительно устаревать.
9 место: Lotus 72
75 Гран-при и 20 побед. Не слишком впечатляет, не правда ли? Но у Lotus 72 есть козырь в рукаве. Он выиграл три Кубка конструкторов и два Чемпионата в личном зачете, за шесть сезонов!
Для своего времени, это была абсолютная революция: боковые понтоны с радиаторами, верхний воздухозаборник двигателя и самое главное – клиновидный кузов. Форма машины радикально отличалась от привычных сигарообразных болидов Формулы-1 того периода. Lotus 72 был очередным (каким уже по счету?) шедевром Колина Чепмена.
В 1970 году Йохен Риндт одержал на нем четыре победы подряд. К сожалению, Риндт погиб в Монце (10-й, из 13 этапов), но запаса очков хватило, чтобы посмертно выиграть титул. В 1972 году чемпионом мира стал Эмерсон Фиттипальди, одержав пять побед в сезоне. В 1973 году Эмо одержал три победы, а Ронни Петерсен еще четыре. Таким образом, Lotus оформила очередной Кубок конструкторов.

Lotus 72 продержался в Чемпионате мира аж до 1975 года, и по сей день держит рекорд, по самому долгому периоду между первой и последней победой болида в Формуле-1.
8 место: Alfa Romeo 158/159 «Alfetta»
Вообще-то, «Альфетта» дебютировала за десять лет до того, как родилась Формула-1. Еще до Второй мировой, Alfa Romeo с 1,5-литровым рядным восьмицилиндровым двигателем с компрессором, разработанным Джоаккино Коломбо, доминировала в гонках «Voiturettes». Но потом всем стало как-то не до Гран-при… В 1947 году «Альфетта» вернулась, и уже через три года победила в первом чемпионате мира Формулы-1. Команда «Трех ФА» (Фанхио, Фарина, Фаджиоли) тогда добилась абсолютного доминирования: Alfa Romeo выиграла все шесть гонок, в которых участвовала. Единственная причина по которой «Альфетта» не является абсолютным рекордсменом Формулы-1 всех времен и народов, заключается в том, что она не участвовала в Инди-500!

В 1951 году, мощность двигателя выросла с изначальных 200, до 420 лошадиных сил, что позволило Хуану Мануэлю Фанхио завоевать свой первый, из пяти, чемпионский титул в Формуле-1.
7 место: Red Bull RB9
Помните, когда Red Bull в последний раз считались непреодолимой силой? Напоминаем: с 2010 по 2013 годы. Это время стало периодом доминирования Себастьяна Феттеля и Red Bull. Во второй половине сезона 2013, их симбиоз достиг пика. Ведь если в 2012 Фернандо Алонсо имел все шансы на титул, а в 2010 и вовсе обязан был победить (если бы сумел обогнать Виталия Петрова на финальной гонке сезона), то в 2013 году RB9 исключил конкурентов из уравнения победы, чего прежде с Red Bull не случалось. И хотя в первой половине сезона Алонсо на полном серьезе боролся за чемпионат, то потом что-то случилось, и Себастьян Феттель выдал потрясающая серию из девяти побед подряд! Тогда многие были уверены, что Red Bull никогда не сможет повторить этих достижений, но в этом сезоне мы убедились, как сильно они ошибались.
6 место: Mercedes-AMG F1 W07 Hybrid
Достижения Mercedes на заре Гибридной эры, мягко говоря, впечатляют. Они затмевают даже результаты Ferrari и Михаэля Шумахера, начала 2000-х. Хотя, возможно, Mercedes и не удалось добиться столь впечатляющего доминирования как у McLaren MP4/4, долговечность успеха выделяет «Серебряные стрелы» в истории Формулы-1. Пожалуй, наибольшее право оказаться в нашем сегодняшнем Топ-10 получает W07, на котором Нико Росберг стал Чемпионом мира, одержав 9 побед.

Если добавить к этому, и без того неплохому результату, 10 побед Льюиса Хэмилтона, то вы поймете, сколь хорош был W07. На тот момент 19 побед в сезоне были абсолютным рекордом в Формуле-1. А теперь добавьте в это блюдо наибольшее количество набранных очков (765), наибольшее количество подиумов (33) и наибольшее количество поулов (20).
5 место: Lotus 79
В 1977 году Колин Чепмен совершил революцию. Опять! На этот раз, босс Lotus подарил миру новый способ получения граунд-эффекта. Прежде другими конструкторами уже предпринимались робкие (Гордон Марри, Brabham), и не очень робкие (Джим Холл, Chapparal) попытки приручить «эффект земли». Но концепция Чепмена оказалась столь удачной, что вскоре захватила весь гоночный мир. Туннели Вентури, в сочетании с юбками, использовали даже на советской Эстонии 25. Да что говорить о шоссейных гонках, их применяли даже в ралли «Группы Б»!
Суть открытия заключалась в следующем: при профиле нижней части боковых понтонов определенной формы (перевернутое крыло самолёта), под днищем болида возникает разрежение, то есть – прижимная сила. Единственным минусом был подсос воздуха сбоку, снижающий прижимную силу. В результате, на свет появились так называемые «мини-юбки». Питер Райт позже вспоминал, что во время очередной продувки в аэродинамической трубе, кому-то пришла в голову идея, прикрыть понтоны сбоку кусками картона: прижимная сила выросла в два раза! Началось аэродинамическое безумие. Гонки на болидах эпохи граунд-эффекта напоминали скачки на диких ослах. И начало положил Lotus 78, который позже скопировали Williams и Ligier.

В 1978 году, Марио Андретти на Lotus 79 стал чемпионом мира. Причем, без особого сопротивления со стороны конкурентов. Лишь Brabham BT46C,на короткое время, сумел сокрушить Lotus на трассе. В остальной части сезона Андретти и Петерссон, по большей части, боролись с надежностью своих болидов, а не с соперниками. Что интересного, по мощности мотора Lotus уступал не только Brabham Alfa Romeo и Ferrari, но и новомодным французским Renault с турбонаддувом. Но, в конце концов, у нас же Формула-1, а не дрэг-рейсинг. Здесь иногда приходится поворачивать! И в этом отношении у Lotus 79 был полный порядок.
Конечным итогом сезона 1978 стали: 6 побед, 10 подиумов и 6 поулов. В 10 Гран-при (прописью: в десяти)! В то время, такие показатели однозначно указывали на принадлежность болида к роду самовозов.
4 место: Williams FW14B
В середине 1991 года даже самым ярым поклонникам McLaren Honda стало очевидно: Williams FW14 быстрее, чем MP4/6. Да, Мэнселл проиграл титул, но не из-за отсутствия скорости, а из-за проблем с надежностью КПП. Неслучайно новая полуавтоматическая коробка получила прозвище «shitbox». Рон Деннис позже признался, что McLaren победили в чемпионате благодаря… КПП Williams!
В 1992 году Эдрианом Ньюи и Патриком Хэдом была проделана работа по исправлению этой ситуации. Полуавтоматическую КПП дополнила система контроля тяги, а активная подвеска сделала Williams невиданным прежде убер-самовозом. Хотя на первый взгляд, единственная разница между FW14 и FW14B – пара выступов, на тягах передней подвески, содержащие элементы активной подвески.

За рулем FW14B Мэнселл выиграл первые пять гонок подряд (Михаэль Шумахер повторил это достижение в 2004 году), а затем одержал рекордные (на тот момент) девять побед в сезоне. Дополняют картину доминирования Williams FW14B 15 поулов, и 11 быстрейших кругов в гонках.
3 место: Ferrari F2002
В глазах болельщиков, болиды Ferrari 2000-2004 годов крушили соперников направо и налево. Но на самом деле это не так. Впрочем, в этот период у Скудерии действительно была пара настоящих самовозов. Например, F2004, которая выиграла 15 Гран-при. Однако, мы предпочитаем F2002, потому что именно он впервые позволил Ferrari добиться абсолютного доминирования.
F2002 не был самым мощным автомобилем на стартовой решетке – эта честь принадлежит болидам Williams BMW – но у него была, безусловно, лучшая управляемость. F2002 была настолько доминирующей, что в Кубке конструкторов Ferrari опередила Williams со счетом 221 на 92.
2 место: McLaren-Honda MP4/4
McLaren MP4/4 статистически (по крайней мере до тех пор, пока Макс все не испортил) является лучшей машиной ка Формулы-1 всех времен. В сезоне 1988 года, Ален Прост и Айртона Сенна выиграли 15 гонок из 16.
McLaren MP4/4, оснащенный превосходным двигателем Honda, разработал Гордон Марри. То, что он сотворил, оказалось на световые голы впереди всех соперников. И это действительно была одна из самых доминирующих машин Формулы-1, которые мы когда-либо видели.

Несмотря на тот досадный инцидент в Монце, MP4/4 был абсолютно непобедим на протяжении всего сезона, чего никогда не было ни до, ни после. Его показатель побед составляет 93,8 процента, а в целом он одержал десять дублей. Прост выиграл семь гонок, Сенна — восемь, а бразилец завоевал свой первый из трёх чемпионатов мира в Формуле-1.
1 место: Red Bull RB19
Невозможно игнорировать скорость и достижения Red Bull 2023 года. Возможно, что даже через 20 лет мы будем вспоминать RB19 как самую доминирующую машину, которую когда-либо видела Формула-1. Шутка ли, команда Red-Bull выиграла все гонки, за исключением одной! Именно благодаря RB19, Макс Ферстаппен переписал книгу рекордов Формулы-1.
✅ 19 побед в сезоне – 86,36% (предыдущий рекорд: 75%, Альберто Аскари, 1952 год)
✅ 10 побед подряд (предыдущий рекорд: 9 побед, Себастьян Феттель 2013 год)
✅ Макс лидировал на протяжении 75,70% дистанции сезона (предыдущий рекорд: 71,47% — Джим Кларк — 1963 год)
Но дело не только в победах и рекордах. RB19 полностью уничтожил конкуренцию. На протяжении всего сезона, между Ферстаппеном и его ближайшим преследователем не из Red Bull, сохранялся разрыв в районе 20-30 секунд.
А как вы считате, какая машина Формулы-1 может носить звание лучшего болида всех времен? Возможно, вы не согласны с нашим списком, и у вас есть свой кандидат или кандидаты? Напишите в комментариях!