В 2019 году Tesla представила Cybertruck — угловатый электрический пикап, изготовленный из нержавеющей стали и вдохновленный футуристической эстетикой, напоминающей звездолеты из Звездных Войн. Заявленная стоимость от $39,900–$69,900 при запасе хода до 805 км и разгоне от 0 до 100 км/ч за 3,0 секунды. Презентация была омрачена разрушением «бронированного» стекла при ударе стальным шаром, что продемонстрировало несоответствие заявленным характеристикам.
Выпуск модели был задержан на 4 года из-за постоянных доработок: перехода на 48-вольтовую архитектуру, внедрения системы управления по проводам и новой системы передачи данных. К 2023 году базовая стоимость увеличилась до $60,990–$99,990, запас хода снизился до 515 км (AWD). Дополнительный аккумулятор за $16,000, обещавший увеличение пробега, был исключен из списка опций.
Технические решения
Батареи 4680: Плотность энергии оказалась ниже стандартной 2170, что привело к перегреву и увеличению времени зарядки.
Практичность: Грузоподъемность и возможность буксировки прицепа (4990 кг) снижали запас хода на 50-70%.
Сборка: Владельцы жаловались на дефекты ПО, люфты панелей и низкую ремонтопригодность футуристичного кузова.
Неудивительно, что несмотря на 2 млн предзаказов к 2022 году, к первому кварталу 2025 года квартальные объемы продаж не превысили 3000 единиц. Производственная мощность (125 000 единиц в год) осталась невостребованной.
Причины провала:
Высокая цена (до $120,000 за Cyberbeast Foundation Edition) и запрет на перепродажу.
Сильнейшая конкуренция со стороны традиционных пикапов (Ford F-150) по функциональности, и, особенно, по стоимости.
Падение интереса к электрическим пикапам: тот же Ford зафиксировал убыток в $1 млрд в электрическом сегменте в 2023 году.
Эксцентричные высказывания Илона Маска (о возможности Cybertruck плавать и о его пуленепробиваемости), а также его политические заявления негативно отразились на имидже Tesla Cybertruck. Модель стала ассоциироваться с политизированным брендом MAGA (Make America Great Again, или Сделаем Америку снова великой) что оттолкнуло часть покупателей.
Cybertruck продемонстрировал потенциал инноваций (рулевое управление по проводам, 48В-архитектура), но потерпел неудачу в коммерческом плане из-за ворванных сроков поставки, завышенных обещаний и дизайна, скажем так, не для каждого. Однако все это вовсе не означает бесперспективность платформы Cybertruck. Напротив, в дальнейшем ее наверняка ждет адаптация под более практичные модели (внедорожники), с менее вызывающим дизайном.