Турбонаддув появился в автоспорте в середине шестидесятых, и буквально за несколько лет стал нормой в гоночном мире. Во многом, благодаря Porsche. Ведь непобедимый 917-й стал легендой, в том числе, из-за мощнейшего турбомотора.
В середине семидесятых победную славу болидов из Цуффенхаузена ковали прототипы Porsche 936 и Porsche 935, оснащенные оппозитными моторами с турбонаддувом. Рецепт, помогавший немцам доминировать практически во всех соревнованиях, в которых они выходили на старт. Во всех, кроме Формулы-1. Хотя справедливости ради, к семидесятым годам прошлого века опыт Porsche с Королевой автоспорта был достаточно коротким, и не слишком удачным: всего одна победа, завоеванная благодаря Дэну Герни.

Впрочем, вряд ли Formula-1 сильно интересовала Porsche. Во-первых, участие в гонках Ф1 обходилось довольно дорого: первое пришествие в «Королеву автоспорта» обошлось немцам в 500 000 фунтов стерлингов. Во-вторых, Ферри Порше был твердо убежден, что с точки зрения маркетинга Формула-1 бесполезна для компании. Ну и в-третьих, в техническом отношении Ф1 мало способствовала совершенствованию дорожных автомобилей. Возможно это прозвучит странно, но даже в семидесятые (не говоря уж о более ранних периодах) Formula-1 не была локомотивом автоиндустрии, а значит не слишком интересовала автоконцерны. Взять тот же турбонаддув, дисковые тормоза или впрыск топлива. Все это (как и многое другое) родилось в авиации, в гражданском автомобилестроении, в Ле-Мане… наконец, в «Индикаре»!
Здесь нужно отметить, что формально первым болидом Формулы-1 с турбокомпрессором был Cummins Diesel Special, выступавший в Индианаполис 500 1952 года. Вот только едва ли его создатели подозревали, что пытаясь победить на «Старой кирпичнице», участвуют в Чемпионате мира. Чиновники называли Индианаполис этапом Формулы-1 лишь ради статуса. Ведь без заморской гонки, это был бы чемпионат Европы.
Поэтому по-настоящему первым производителем применившим турбонаддув в Формуле-1, была Renault. Вот только произошло это лишь в 1977 году! Однако, в первый же год стало очевидно, что RS01 довольно перспективный проект. И что как только Renault пройдет стадию детских болезней, у атмосферников не останется шансов. Собственно, так случалось во всех чемпионатах и сериях, где появились турбомоторы. Но пока у французского двигателя были серьезные проблемы с надежностью, другие команды не спешили отказываться от старого доброго Ford Cosworth DFV. Вскоре ситуация кардинально изменилась.

В 1983 году Нельсон Пике, выступавший на Brabham, оснащенный мотором BMW M12/13, победил в личном зачете, став первым пилотом, выигравшим чемпионский титул на болиде Формулы-1 с турбонаддувом. С этого момента всем окончательно стало ясно: время атмосферников безвозвратно ушло. Началась самая зрелищная, но и самая безумная эра в истории Формулы-1 – Турбоэра.
Продолжение следует…
Великий мотор, без преувеличения. Если бы ТАГ сохранил финансирование, фиг бы Хонда одолела Порше