Стимпанк в мировой автомобильной культуре

«Золотая эра пара» – эпоха американского автомобилестроения, отмеченная всплеском инженерной мысли, предпринимательского азарта и неудержимой верой инженеров в силу пара. Этот период по праву можно считать настоящей, а не вымышленной, «эрой стимпанка».

На рубеже XIX и XX веков паровые машины занимали доминирующие позиции во всем мире. Это было воистину золотое время! Время, когда казалось что могучая сила пара способна решить любые транспортные задачи, какие только возможно вообразить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие изобретатели выбирали пар для создания сухопутных самодвижущихся экипажей. Однако так уж вышло, именно в этот период двигатель внутреннего сгорания делал свои, пускай и робкие, но достаточно уверенные шаги на пути к грядущему триумфу.

Площадкой для их захватывающей битвы стали Соединенные Штаты Америки, с их динамично развивающейся экономикой и культом изобретательства. В начале ХХ века не было ни одной другой страны в мире, где пар так прочно вошел бы в автомобильную культуру! Где столь высоко ценили простоту и надёжность, сочетающуюся с невероятной плавностью хода, неумолимой тягой и тишиной работы паровых двигателей. Где так упорно боролись за повышение их эффективности и надежности. Шутка ли, в 1900 году 40% всех автомобилей выпущенных в США были паромобилями.

Это была эпоха своеобразного технологического романтизма, расцвета настоящего, а не вымышленного стимпанка! Эпоха, когда инженеры и предприниматели смело бросались в погоню за воплощением новых идей, не жалея сил и средств! И хотя самые первые паровые автомобили были неуклюжими, и в целом оказались бесконечно далекими от идеала, они заложили фундамент для будущих достижений. Во многом это стало возможным благодаря энтузиастам пара. Например, таким как Фрэнсис и Фрилан Стэнли.

Stanley Motor Carriage Compan

В начале XX века это имя было синонимом качественного и мощного парового автомобиля. Ведь братья Стэнли, обладавшие не только предпринимательским чутьем, но и несомненным инженерным дарованием, сумели создать машины которые поражали воображение современников! Stanley Стимер, как их называли, были воплощением надежности и скорости. Именно на автомобиле Stanley в 1906 году Фред Марриотт установил рекорд скорости для наземных транспортных средств, поражавший воображение и сегодня – 205,447 километра в час в час! Это достижение стало демонстрацией возможностей заложенных в паровых технологиях. И нужно сказать, весьма пугающей демонстрацией! По крайней мере, для производителей «керосинок».

Но, пожалуй, самым необычным, и даже загадочным, представителем «эры стимпанка» была совсем другая компания.

The Doble Steam Motors Corporation

Братья Абнер, Уоррен, Уильям и Джон Доблы, основатели компании, были самыми настоящими самородками. Без какого либо преувеличения гениями механики, создавшими автомобили намного опередившие время! Даже сейчас отдельные характеристики их творений вызывают недоумение – неужели это возможно?

Итак, мощность четырехцилиндрового компаунда Double составляла от 125 до 150 лошадей, при смехотворно низких 1300 об/мин. Крутящий момент – ошеломительные 1355 Н·м. Практически с нуля! При этом расход топлива, в качестве которого служил дешевый керосин, составлял всего 16 л/100 км. Про расход бесплатной воды можно было бы и вовсе умолчать, но мы все-таки упомянем, что на одной заправке машина могла преодолеть свыше 300 километров. Время от поворота «ключа зажигания» до старта автомобиля – 23 секунды. Еще 8 требовалось, чтобы разогнаться до 100 км/ч.  Гарантия на силовую установку – 100 000 миль! Впрочем, ломаться в паромобиле Добла было нечему, поскольку весь двигатель состоял всего из 11 деталей! Что не шло ни в какое сравнение с Фордом Т, чей мотор состоял из нескольких сотен деталей. К тому же, стимеру Doble не требовалось ни сцепления, ни трансмиссии: у автомобиля было всего четыре элемента управления: руль, педали тормоза и заднего хода и рукоятка дросселя.

Великолепный Doble

Абнер Добл сумел довести паровую технологию до абсолютного совершенства. Но, к сожалению, его амбициозные проекты оказались слишком сложными и баснословно дорогими, что и привело к ограниченному выпуску его автомобилей. К тому же, все это время ДВС также безостановочно эволюционировали, становясь все более надежными, мощными и простыми в эксплуатации. Оказалось, что даже усилий гения, каковым, вне всяких сомнений, был Абнер Добл, недостаточно для того, чтобы изменить направление технического прогресса! Так что несмотря на несомненные преимущества, паромобили постепенно начали проигрывать конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

Doble Model E20. © Pinterest

Справедливости ради, когда говорят о проигрыше пара ДВС, то в первую очередь подразумевают цены. В качестве примера: Ford Model T стоил $260, а Добл (только за шасси без кузова) просил за свою Model E примерно 9 тысяч вечнозеленых! В итоге, к середине 1930-х годов производство паровых автомобилей в США практически остановилось.

Стимпанк, каким он был

«Эпоха стимпанка», если вы позволите использовать этот термин, была не только техническим, но и культурным явлением. Паровые автомобили пользовались популярностью в высшем свете, они принимали участие в рекордных заездах, их изображения печатались в газетах и ​​журналах. Поездка на стимере была не просто поездкой из точки, А в точку Б, а целым событием, сопровождаемым своего рода ритуалом запуска, подвластным лишь посвященным. Во многом из-за этого владельцы паровых машин чувствовали себя особенными, причастными к эпохе, где господство пара казалось безграничным!

Но, как и любая золотая эра, время автомобильного пара закончилось, оставив нам в качестве свидетельства своего существования лишь редкие музейные экспонаты, да пожелтевшие страницы старых газет.