Второе пришествие Porsche в Формулу-1TAG Porsche P01

С начала пятидесятых, компания Porsche славилась своими оппозитными двигателями, причем не только как производитель спорткаров. С ними немцы доминировали в Ле-Мане! Но для возвращения в мир Королевских автогонок Porsche решила изменить рецепт, построив двигатель V6. Именно благодаря этому агрегату, Ники Лауда, Ален Прост и команда McLaren TAG доминировали в Формуле 1. Конечно, во многом, эти успехи достигались благодаря несомненным талантам Лауды и Проста. Но невозможно отрицать и того, что раскрыться они смогли благодаря организаторским талантам Рона Денниса, гениальности Джона Барнарда, финансированию Philip Morris и турбомотору TAG Porsche.

Нужно отметить, что в 1984-85 годах Красно-белые переживали подлинный ренессанс. А ведь после ухода чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта казалось, что McLaren больше никогда не сможет подняться на вершину. Команда выступала, мягко говоря, неважно, результаты падали все ниже и ниже…

Возрождение началось с приходом Рона Денниса. Рон сразу взял быка за рога, и нанял талантливого конструктора Джона Барнарда, разработавшего революционное шасси из углеродного волокна. Но даже с ним болиды McLaren по-прежнему не могли претендовать на серьезные успехи, поскольку оснащались безнаддувными агрегатами Cosworth DFV. С таким мотором МакЛарены не представляли реальной угрозы турбомонстрам Ferrari и Renault. Деннис прекрасно понимал, что McLaren позарез нужен турбодвигатель. Вот только где его было взять?

Второе пришествие Porsche в Формулу-1
В 1984 году, McLaren TAG-Porsche, под управлением Ники Лауды и Алена Проста, выиграл 12 из 16 гонок сезона. Фото: Pinterest.com

Вдохновленный доминированием Porsche в гонках на выносливость, а в те годы немцы считались одними из главных специалистов по турбонаддуву, Рон поинтересовался: а не заинтересована ли компания в создании силовой установки для Формулы-1? В Штутгарте были не прочь еще раз попробовать себя в Королеве автоспорта, но при условии полного и безоговорочного финансирования проекта. Деннис согласился оплатить первые шесть месяцев разработки, пообещав, что для выплаты оставшейся суммы найдет спонсора. За недостающими деньгами Рон обратился к Мансуру Ойеху, из Techniques D’Avant-Garde (TAG), частной холдинговой компании, которая в то время поддерживала Williams. Ойех согласился финансировать проект, при условии, что двигатель будет носить название TAG. Кстати, о сколь больших деньгах шла речь? Судите сами: каждый мотор, Porsche оценивала в 120 000 фунтов стерлингов. Сумма, втрое превышающая цену BMW M12/13.

Разработку нового агрегата поручили легендарному Хансу Мецгеру. Над шасси и аэродинамикой работал сам Джон Барнард. С такими родителями, McLaren был обречен на успех! Любопытно, что для интеграции двигателя в шасси, Барнард выдвинул довольно специфические требования: в представлении Маэстро, в болиде мог поместиться лишь V6, с углом развала блока цилиндров 80-градусов. Вообще-то, Мецгер собирался использовать хорошо себя зарекомендовавшую оппозитную архитектуру, и даже подумывал о V8, но отказался от этой затеи. Во-первых, дабы не привлекать внимание FISA «лишними цилиндрами» (Renault и Ferrari также использовали архитектуру V6). Во-вторых, в то время Формуле-1 все еще использовали граунд-эффект, а значит двигатель должен был быть максимально узким, чтобы позволить Барнарду выкроить максимум места для туннелей Вентури. Ради пущей компактности, Мецгер перенес водяной и масляные насосы в переднюю часть двигателя, и использовал выпускной коллектор своеобразной (сильно загнутой вверх) формы.

Чуть раннее описанных выше событий по этим же причинам от «оппозитов» отказались Alfa Romeo и Ferrari. Широкие моторы, в буквальном смысле, перекрывали воздух для диффузора, а значит мешали созданию прижимной силы.

Двигатель был готов в декабре 1982 года, однако в гоночных условиях был испытан лишь на последних этапах сезона 1983 года. При давлении наддува 2.5 бара, мотор развивал 600 л.с. при 11 500 об/мин. По мнению Ники Лауды, для борьбы с BMW, Ferrari и Renault этого было явно недостаточно. Porsche продолжили разработку, и уже к началу сезона 1984 года давление наддува увеличилось до 3,2 бара, что позволило получить в гоночной конфигурации от 750 до 800 л.с. – вполне прилично! В 1984 году, пилоты McLaren MP4/2 TAG Ники Лауда и Ален Прост уничтожили конкурентов, выиграв десять Гран-при. Лауда стал чемпионом мира, McLaren завоевала Кубок Конструкторов.

В 1985 году шасси, аэродинамика и двигатель подверглись эволюционному развитию. Рон Деннис ожидал, что улучшения позволят провести еще один доминирующий сезон. Но Лауда и Прост выиграли лишь пять гонок на двоих! Ален все-таки стал чемпионом мира, но, пожалуй, отчасти он должен быть благодарен за это Ferrari, полностью проваливших вторую половину сезона.

Второе пришествие Porsche в Формулу-1
Гран-при Германии, 1986 год. Ален Прост пытается дотолкать «высохший» McLaren MP4/2C TAG до финиша. Фото: Pinterest.com

В 1986 году стало очевидно: TAG Porsche начинает стремительно сдавать. Несмотря даже на то, что во время гонок мощность достигала 850-900 л.с. Такой рост форсировки не прошел даром: немецкие моторы начали страдать от высокого расхода бензина. А ведь прежде, топливная экономичность была одним из главных козырей Porsche! Прост победил лишь четыре раза, а его новый напарник, чемпион мира 1982 года Кеке Росберг, лишь один раз сумел добраться до подиума. В Кубке Конструкторов McLaren был низвергнут Williams. Тем не менее Прост взял свой второй титул, после драматичной победы в последней гонке, проходившей в Австралии.

Последний танец двигателя Porsche состоялся в 1987 году. С ограничением наддува на уровне 4 бар, он выдавал 850 в гоночном и до 1060 лошадиных сил в квалификационном вариантах. Но становилось все более очевидно, что немецкий агрегат не способен помочь McLaren соперничать с оснащенными моторами Honda RA167E болидами Williams FW11B. McLaren вновь стала второй в Кубке Конструкторов, но набрала в два раза меньше очков, чем Williams. Прост закончил сезон лишь четвертым, уступив Нельсону Пике, Найджелу Мэнселлу и своему будущему товарищу по команде, легендарному Айртону Сенне. И этот провал, в основном, вина TAG Porsche. Ведь после перехода в 1988 году на двигатель Honda, McLaren вновь продемонстрировал отличную форму!

Второе пришествие Porsche в Формулу-1
Williams и Lotus с моторами Honda во главе пелотона: типичная картина для сезона 1987 года. Фото: Pinterest.com

И хотя это был не самый мощный двигатель Турбоэры, Porsche TAG TTE P01, несомненно, был одним из лучших моторов Формулы-1. Именно он доказал, что турбо может быть легким, экономичным и надежным, по праву завоевав место среди самых легендарных гоночных двигателей.