В наши дни мало кто обращает внимание на то, что почти все современные ДВС оснащены турбокомпрессорами. Эта технология прочно вошла в жизнь, стала абсолютно привычной и незаменимой. Ведь турбо позволяет уменьшить рабочий объем, улучшить экономичность и снизить вредные выбросы. И все это без ущерба для мощности!
Вообще, турбины были известны с незапамятных времен (достаточно вспомнить Герона Александрийского). В том, что касается двигателя внутреннего сгорания, то принудительная индукция не являлась откровением для таких инженеров как: Даймлер, Клерк, Рено… Но они использовали нагнетатели с приводом от коленвала, что приводило к большим механическим потерям. Выход из положения нашел швейцарский инженер Альфред Бюхи, предложивший использовать для привода компрессора «бесплатные» выхлопные газы. Первоначально, турбокомпрессоры использовали для судовых дизелей больших океанских лайнеров, а во время Второй мировой войны эта технология появилась на авиационных двигателях.
В пятидесятые многие автопроизводители провели эксперименты с турбонаддувом, но быстро бросили эту неблагодарную затею. На пути новаторов непреодолимым препятствием встали низкая надежность, гигантские размеры и огромный турболаг. Должно было пройти по меньшей мере десятилетие, прежде чем турбомоторы появились на автомобилях массового производства. Локомотивом прогресса стала корпорация General Motors, разрешившая своим подразделениям Chevrolet и Oldsmobile запустить революцию в серию.

Представленный в 1962 году турбодвигатель Chevy базировался на довольно экзотической оппозитной воздушной шестерке от Corvair Spyder Turbo, а вот вариант Олдса представлял собой более привычный американцам V8, хотя и был радикально новым. Правда, это был не совсем Oldsmobile. Еще в 1961 году инженеры Buick представили инновационный, полностью алюминиевый, двигатель V8. Вот только новичок не слишком обрадовал публику, привыкшую к «вечным» агрегатам из чугуна. Руководство GM просто не понимало – что делать с этим трудным ребенком? И, чтобы хоть как-то отбить затраты, они продали лицензию на производство британской фирме Rover. Забегая вперед скажем, что впоследствии он стал одним из самых легендарных двигателей V8 всех времен и народов!
Но англичане были не единственными, кто по достоинству оценил потенциал 3,5-литрового алюминиевого Buick 215 CID V8. В Oldsmobile решили, что именно ему суждено было стать Turbo-Rocket – первым в мире двигателем V8 турбо, установленным на легковой автомобиль.

Благодаря турбонагнетателю Garrett AiResearch, обеспечивающему избыточное давление в 0,34 бар, а также высокой степени сжатия – 10,25:1 Турбо-Ракета развивала 215 л.с. при 4600 об/мин, и обеспечивала 407 Нм крутящего момента. Одной из важнейших инноваций Oldsmobile стал перепускной клапан выхлопных газов или, говоря современным языком, blow (pop) off. При превышении определенного давления он открывался, после чего выхлопные газы направлялись через байпас, в обход турбины.
Но уже через год Oldsmobile отказались от революции. Оказалось, что помимо турболага, который не был такой уж большой проблемой на американских хайвеях, двигатель отличался повышенной склонностью к детонации, и последующему саморазрушению. Это теперь моторы обвешаны кучей датчиков и управляются высокоинтеллектуальной электроникой, контролирующей каждый чих двигателя. А в шестидесятых ничего это просто не существовало! Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения детонации, инженеры Oldsmobile изобрели уникальную систему задержки сгорания, аналогичную той, что использовалась для авиационных двигателей Второй мировой войны.
В системе применялась так называемая жидкость Turbo-Rocket (смесь метанола и воды). Когда она заканчивалась, специальный клапан ограничивал давление наддува на уровне 0,006 бар, а световой индикатор на панели приборов сообщал водителю, что пора на дозаправку. Но рекламации продолжали сыпаться как из рога изобилия: детонация по-прежнему разрушала передовой двигатель. Это происходило, в том числе из-за того, что владельцы использовали неподходящую жидкость. И это в лучшем случае! В худшем, абсолютно исправные машины просто сдавали дилерам. Основание? Потеря мощности. Да, вы угадали, незадачливые водители вообще забывали дозаправить Turbo-Rocket.

Двигатель окончательно и бесповоротно обрел репутацию крайне капризного и ненадежного, и никого не волновало правильно его эксплуатируют или нет. Oldsmobile даже проводили отзывную компанию, в ходе которой бесплатно меняли турбо, на обычные атмосферники.
Проблемы роста новой технологии, а также растущая потребность рынка в мощных V8, убедили Oldsmobile отказаться от двигателя будущего, перейдя на атмосферники огромного объема. Но несмотря на свои недостатки, Турбо-Ракета стала легендой, опередивший время. Фактически, все современные двигатели с турбонаддувом обязаны своим существованием экспериментам Oldsmobile с Turbo-Rocket.