После того как китайская марка BYD превзошла по продажам Tesla, Илон Маск всерьез обеспокоился. По его мнению, западному миру необходимо срочно защитить от «вторжения Китая» отрасль, в которой исторически доминировала Tesla. Ни для кого не секрет, что китайская автомобильная промышленность идет вперед семимильными шагами. Например, сейчас уже никто не насмехается над машинами BYD, как это было в 2011 году (напомним, что тогда Маск рассмеялся на вопрос ведущей Bloomberg об автомобилях этой марки). Шутки кончились: сейчас китайцы производят конкурентоспособные электромобили во всех сегментах – от крошечных городских автомобильчиков до невероятных суперкаров. Похоже, все настолько серьезно, что вызвало нешуточную обеспокоенность Маска! Выступая с отчетом о финансовых результатах 4 квартала, Илон заявил что если оставить все как есть, в ближайшем будущем китайские автомобили станут смертельной угрозой для западных автопроизводителей.
Китайские автомобильные компании являются наиболее конкурентоспособными в мире. Я полагаю, что они неизбежно добьются успеха за пределами Китая. Откровенно говоря, нам нужно как можно скорее вводить торговые барьеры для их продукции. Если мы этого не сделаем, в самое ближайшее время они уничтожат большую часть мирового автопрома. Уже сейчас они достаточно сильны для этого.
Столь сильное беспокойство Маска вызвали результаты четвертого квартала прошлого года, в котором Tesla уступила лидерство китайскому бренду BYD. Не менее горькой пилюлей стало мнение высказанное Investor’s Business Daily: дескать с каждой проданной машины BYD получает большую прибыль. И хотя Tesla все же удалось установить новый годовой рекорд продаж, произошло это за счет демпинга, что сильно обеспокоило инвесторов. В результате, как утверждает Bloomberg, за первые две недели этого года капитализация Tesla снизилась на 94 миллиарда долларов.
Однако винить во всех грехах китайцев, со стороны Маска, не совсем верно. Не секрет, что модельный ряд Tesla стареет, а запуск в производство новых моделей зачастую сильно отстает от графика. Все это явно не способствует притоку клиентов! Во время вышеупомянутой беседы Маск заявил, что Tesla сможет представить автомобиль следующего поколения лишь во второй половине 2025 года. При этом добавил, что сам он считает означенные сроки запуска достаточно оптимистичными. Однако, похоже, что Маска беспокоят вовсе не сроки запуска собственных новинок в производство, а перспектива китайского вторжения.
Не секрет, что Китай и США развивали производство электромобилей за счет крупных государственных субсидий. Казалось бы, паритет. Однако, у Поднебесной есть огромное преимущество над Америкой: аккумуляторы. По данным агентства Reuters, Китай сосредоточил в своих руках 70% мирового производства Li-ion батарей, и 60 процентов переработки лития на планете. Недавно Китай совершил очередной шаг вперед, представив более дешевую и надежную батарею LFP. Так что беспокойство Илона Маска за судьбу мирового автопрома вовсе не беспочвенно! Само собой США и Европа попытаются наверстать упущенное, но пройдут годы, прежде чем их новые заводы по производству аккумуляторов будут введены в строй. Вероятно, правительствам западных стран стоит как можно скорее прислушаться к словам Илона Маска. Если они, разумеется, собираются спасать мировой автопром от китайского вторжения.