Невероятно, но факт! Знаменитые японские производители мотоциклов либо вовсе покинули Чемпионат мира MotoGP (Kawasaki в 2008 году, Suzuki в 2022 году), либо (Honda и Yamaha), построили столь неконкурентоспособную технику, что в литературных выражениях и не описать. Судите сами: лучший гонщик выступающий на японском байке — Фабио Куартараро (Yamaha) занимает в турнирной таблице лишь девятое место! А некогда непобедимый Марк Маркес, пилотирующий Honda, и вовсе четырнадцатое!
Да, Yamaha выиграла Чемпионат мира 2021 года с Фабио и заняла второе место в прошлом сезоне. Но с момента последней победы Yamaha (Заксенринг 2022) прошло уже полтора года! Недавно Фабио Куартораро не выдержал, и разоткровенничался перед журналистами.
Каждый раз, когда мы делаем шаг вперед в одной области, то совершаем два шага назад в другой. Раньше у нас было феноменальное шасси. Да, байк был медленным на прямых, но в поворотах ему не было равных. Теперь мотоцикл не только медленный, он еще и не поворачивает! И наше отставание постоянно увеличивается.
В случае с Honda, все обстоит гораздо хуже. У легендарной Repsol Honda не было ни единого шанса даже гипотетически побороться титул аж с 2019 года! В итоге разочарованный Марк Маркес покинул HRC, что бы присоединиться к… сателлитной Gresini Ducati! Команде, располагающей мотоциклами прошлогодней спецификации. Просто немыслимо.
Очевидно, такое положение вещей не устраивает обладателя коммерческих прав на Чемпионат мира MotoGP — Dorna Sports. Испанцы собираются предоставить проигравшим так называемые «концессии», то есть технические поблажки. Японцам разрешат дорабатывать двигатели по ходу чемпионата, добавят по два мотора на сезон для каждого гонщика (по десять, вместо восьми). Также Yamaha и Honda получат больше обновлений аэродинамики, больше тестовых шин, больше тестовых дней и так далее.
Но есть одно, но. Во-первых, KTM и Aprilia выступили категорически против каких-либо послаблений. КТМ настаивает на сохранении стаус-кво — никаких уступок японцам! «Honda следовало вкладывать больше денег в разработку мотоциклов, а не в зарплаты пилотов», — без обиняков заявил босс KTM Motorsport Пит Бейрер. Во-вторых, разве это виновата Ducati в том, что они предпочитали «дешевых» гонщиков, вкладываясь в такие вещи как аэродинамика, занижающаяся подвеска, электроника и адаптация к шинам Michelin? В это время Honda предпочитала платить гигантскую зарплату Маркесу, закрывая глаза на творческую импотенцию конструкторского штаба.

Что до Yamaha, то их дела, несмотря даже на постоянные жалобы Фабио Куртараро, выглядят немного лучше. Особенно с учетом того, что Yamaha осталась единственным производителем с рядным двигателем. По мощности он ощутимо проигрывает V-образным четверкам Ducati, KTM, Aprilia и Honda. А еще он заметно шире (мотор стоит поперек рамы), что делает его худшим выбором с точки зрения лобового сопротивления. Понятно, что с таким пакетом рассчитывать на сколь либо высокие максимальные скорости не приходится. Перешедший в Yamaha Лука Марморини, некогда создававший двигатели Формулы-1 для Ferrari и Toyota, сможет повлиять на ситуацию лишь в следующем году.
Что за поблажки такие?
Поблаждки, или «концессии» были придуманы Dorna примерно в 2015 году. Идея заключалась в создании привлекательных условий входа в чемпионат MotoGP новых заводов. В частности, для вышеупомянутой KTM. И эти поблажки были уместными! В 2017 году, в дебютном для себя Гран-при Катара, оба заводских гонщика КТМ квалифицировались в последнем ряду, отстав от лидеров на 3 секунды.
Да, в этом сезоне мотоциклы Honda победили лишь один раз (Алекс Ринс), кроме этого, Марку Маркесу удалось взять один поул. На фоне достижений прошлых лет, такие результаты вызывают слезы даже у хейтеров Маркеса. В Yamaha (в этом сезоне) трижды финишировала на подиуме — никаких побед! Но ведь результаты KTM не сильно лучше! Более того, по словам Пита Бейера, в последних Гран-при японцы заметно прогрессируют: Yamaha трижды обставила нас на последних пяти Гран-при. Очевидно, Dorna придется пойти на уступки и нам тоже!
С точки зрения спорта нет ничего хорошего в том, что пилоты Desmosedici оккупировали Топ-7 в личном зачете чемпионата мира! Но винить в этом Ducati — еще хуже, не говоря уж о том, чтобы вводить против них санкции! Ведь в Dorna на полном серьезе рассматривают не только преференции для Yamaha и Honda, но и ограничения для мотоциклов из Борго Панигале:
- Два вместо шести wildcard в год
- 140 вместо 170 тестовых шин за сезон
В то время как Yamaha и Honda получат:
- Разрешение на доработку двигателя после старта сезона
- Десять, вместо восьми, моторов для каждого гонщика
- Четыре, вместо трех, тестовых трасс
- Два обновления аэродинамики, вместо одного, за сезон
- Неограниченное количество тестовых дней для основных гонщиков
Парочка подобных «несправедливых» поблажек, и может возникнуть эффект снежного кома! И тогда, вслед за Ducati, интерес к MotoGP потеряют Aprilia и KTM!