Marmon: высота V16www.tedisgraphic.com

V16, пожалуй, самый желанный двигатель для «петролхэда». Уверен, рентген-схема подобной силовой установки сподвигнет такого фанатика счастливо улыбаться. А звук выхлопа? Да он же заставляет сердце биться чаще, а планету вращаться быстрее! А как вам нравится возможность, небрежно так обронить фразу, мол: похоже, опять 15-й цилиндр вспышки пропускает. Да одно только это сразу поставит вас над всеми прочими обладателями пафосных V12, не говоря уж о плебейских V8!

Однако, к сожалению, или к счастью, подобные моторы встречаются крайне редко. Например, такими агрегатами оснащали гоночные Auto-Union и BRM. И именно V16 приводили в движение величественные Peerless и Cadillac, почти сто лет назад. Кстати, Кадиллак по праву считается первооткрывателем подобной схемы! По крайней мере, в автомобильной промышленности. Вот только в этой истории не все так однозначно.

В конце «ревущих двадцатых», между тремя американскими автопроизводителями люксовых автомобилей шла безжалостная гонка вооружений. О, это были невероятно крутые и безумно дорогие марки машин: Cadillac, Peerless и Marmon. В ту пору, когда Rolls-Royce ходили на шестицилиндровой тяге, Mercedes-Benz довольствовались восемью, а Packard и Maybach дюжиной цилиндров, эта троица задумала поднять уровень престижа на недосягаемую, шестнадцатицилиндровую, высоту!

Marmon Sixteen

Marmon начала разработку своего двигателя V16 еще в 1926 году. Первоначально он был основан на двух соединенных вместе рядных восьмерках. К слову, именно по этому пути пошли в Cadillac. Однако, в компании быстро смекнули, что с таким подходом невозможно создать лучший в мире мотор. Решено было создавать двигатель с нуля. В результате свет увидел полностью алюминиевый V16, с углом развала блока цилиндров 45°, и с клапанным механизмом OHV. Этому мотору суждено было стать первым в мире легковым мотором V16. Но… этого не произошло! Лавры первопроходца перехватил Cadillac. И на то были объективные причины.

Marmon: высота V16
Двигатель Marmon V16. © Pinterest

Во-первых, Cadillac входил в богатейший концерн General Motors. То есть, практически не имел ограничений по материалам, технологиям и финансам. Во-вторых, Cadillac переманил у Marmon ведущего специалиста – Оуэна Накера. К слову, в Peerless тоже разрабатывали двигатель V16 с помощью бывшего инженера Marmon, Джеймса Боханнона. В результате Marmon Sixteen дебютировал на год позже соперника, в начале 1931 года. Но на фоне Кадиллака, он выглядел как пришелец из будущего!

Судите сами:

✅️  Marmon оснащался алюминиевыми головками цилиндров, с перекрестным потоком топливовоздушной смеси: как у (почти) современного BMW S63!

✅️  Высокая, для того времени, степень сжатия – 6,0:1 (у Cadillac 5,3:1)

Остальные характеристики выглядели так:

✅️  Конфигурация – V16, 45°

✅️  Рабочий объем – 8 литров

✅️  Мощность: 200 при 3400 об/мин. (у Cadillac V16 – всего 165)

При всем при этом, цена Marmon Sixteen составляла от 5090 до 5440 долларов. Для тех лет огромная сумма (за Ford V8 просили 500 баксов), но по сравнению с предложениями конкурентов, вполне вменяемая! Скажем Duesenberg, за одно только шасси без кузова, просил за Model J от 8,5 тысяч!

Благодаря превосходству в технике, Marmon имел все шансы всерьез подвинуть соперников. Но, к несчастью для многих производителей роскошных автомобилей того периода, началась Великая депрессия. В результате, в Лету канули такие марки как: Pierce-Arrow, Duesenberg, Bucciali, Voisin и многие-многие другие… Среди тех, кому не повезло, оказался и Marmon.

Marmon: высота V16
© Pinterest

Всего, было построено около 400 автомобилей Sixteen. В наши дни Marmon V16 почитаются коллекционерами как одни из самых желанных американских роскошных автомобилей эпохи Великой депрессии.