Lotus 98T: рожденный для Волшебника Сенны

1986 год. Первая турбоэра Формулы-1 достигла вершины эволюции. Болиды того года до сих пор остаются самыми мощными, когда-либо участвовавшими в Чемпионате мира. Квалификационные двигатели, способные проработать на полном форсаже едва ли две минуты, превратили Формулу-1 в дрэг-рейсинг с поворотами. По слухам, при давлении 5,5 бар мотор BMW развивал мощность превышающую 1450 л.с. В гонках было поменьше, но все равно в районе тысячи «лошадок». Разумеется, все эти данные расчетные, поскольку не подтверждены практически. Просто тогдашние динамометрические стенды не могли измерить столь высокие значения.

Похоже, вас не слишком напугали эти числа? Что ж, тогда поперчите это блюдо ужасающим турболагом — в особо запущенных случаях пилоту приходилось давить на «газ» еще до входа в поворот! Управлять этими чудовищами могли лишь самые отважные из самых лучших…

Lotus 98T: рожденный для Волшебника Сенны
На Lotus Renault я отлично квалифицировался, и лидировал во многих гонках. Вот только до финиша не дотягивал В основном, из-за высокого расхода топлива. Pinterest.com

Именно в это время, на небосклоне Формулы 1 зажглась сверхновая звезда: Айртон Сенна.
Даже имея неконкурентоспособную технику, Айртон поражал паддок невероятной скоростью и бескомпромиссностью, причем с момента дебюта! До сих пор бытует мнение, будто у Айртона украли победу в Гран-при Монако в 1984 году. А ведь в распоряжении бразильца тогда был слабенький Toleman TG184. Это что-то вроде современного HAAS, только хуже. Талант Сенны просто невозможно было игнорировать!

В 1985 году произошло объединение двух икон Формулы-1: Айртона Сенны и JPS Lotus. Звезда Сенны в этот момент стремительно восходила, а вот слава команды Lotus катилась к закату. Они все еще были серьезными соперниками в отдельных Гран-при, но после внезапной смерти Чепмена, в декабре 1982 года, серьезного влияния на ход чемпионатов не оказывали. За два сезона «после Колина», лучшим достижением Lotus стало единственное второе место! Lotus однозначно был кто-то особенный, способный подталкивать команду к успеху. Питер Уорр, новый босс Lotus, с самого начала был твердо убежден, что недостающая часть пазла называется… Айртон Сенна! Еще перед началом 1984 года он предложил талантливейшему бразильцу 50 000 долларов за сезон, однако JPS заблокировали сделку, считая необходимым оставить в команде британца – Мэнселла. Уорр неохотно согласился.

Теперь же Team Lotus заплатили Сенне 585 000 долларов, что более чем в десять раз превышало первоначальное предложение! Айртону не потребовалось много времени, чтобы отблагодарить Уорра за доверие: семь поулов и шесть подиумов. Но самое главное — Сенна прервал беспобедную серию Lotus, сделав то, чего за предыдущие три сезона не сумели Найджел Мэнселл и Элио де Анжелис! В Португалии, всего лишь во второй гонке Айртона за Lotus, Сенна привел 97T на поул, после чего гроссмейстерски победил на мокрой трассе, опередив всех соперников (за исключением призовой тройки) на круг! Это была первая из 41 побед Волшебника и первая для Team Lotus после смерти Чепмена. Неудивительно, что 1986 от Lotus ждали борьбы за титул. Вот что рассказывал по этому поводу инженер Сенны, Стив Халлам:

Было очевидно, что Lotus полностью сосредоточиться на Сенне, иначе мы не сможем добиться максимума. Питер и Жерар это понимали, да и Renault тоже. Они даже закрыли заводскую команду! У нас была очень хорошая поддержка с их стороны, вот только Honda оказалась сильнее.

Как это часто бывает, Lotus 98T был дитем своего времени: 1986 год стал серьезным инженерным вызовом, поскольку FISA сократила объем топлива с 220 до 195 литров, что стало серьезной головной болью! В Renault, помня как в прошлом году в Сан-Марино Lotus Сенны «высох» за четыре круга до победы, приложили все усилия, чтобы подобное не повторилось. Новый Renault EF15 стал более экономичным, а Lotus разработала бортовой топливный компьютер, сообщающий пилотам сколько кругов они могут проехать в текущем темпе.

Поскольку новые правила увеличили разрыв между автомобилями с гоночными и квалификационными настройками, 98T квалифицировалась со специальными шинами, турбиной, другой коробкой передач, а также с экстремальной версией мотора – EF15C Его мощность превышала 1200 «лошадей», вот только в таком режиме двигатель не всегда доживал до конца быстрого круга! По поводу этого агрегата Стив Халлам дал очень любопытный комментарий:

В 86-м мы меняли турбокомпрессоры после каждой [квалификационной] попытки. Турбокомпрессоры просто сгорали! На их замену требовалось полчаса. Раскаленные, они буквально светились от жара, а еще они забавно щелкали и звенели, когда остывали. Воздух вокруг буквально искрился, настолько они были горячими!.

Французская революция

Renault разработала клапанный механизм с пневмоприводом для EF15B, который позволял двигателю крутиться до 12 500 об/мин, вместо 11 000 у обычных моторов. В «distribution pneumatic» для управления клапанами вместо стальных пружин клапанов использовался сжатый воздух, что обеспечивало как лучшее быстродействие, так и надежность. Несмотря на высокую стоимость и сложность, «пневмоклапана» оказались важнейшей вехой на пути совершенствования гоночных двигателей. Вскоре подобными конструкциями обзавелись все производители в Формуле-1.

Lotus 98T: рожденный для Волшебника Сенны
Двигатель Renault EF15C это: V6, 1494 см3 (80.1 x 49.4 мм), два турбокомпрессора Garrett, и мощность «more than 1200 hp, at 12,500 rpm». Фото: Pinterest.com

Но несмотря ни на что, Renault EF15B не был ни самым мощным, ни самым экономичным двигателем Формулы-1. Весь сезон Айртон Сенна тщетно пытался бороться с непреодолимой силой, по имени Williams Honda. Неудивительно, что уже в апреле 1986 года Сенна начал говорить о том, что lotus стоит перейти на японский двигатель. Тогда Волшебник впервые продемонстрировал, что его безжалостная воля к победе распространяется за пределы кокпита. Сенна организовал встречу между Питером Уорром и Набухико Кавамото. Только что заполучивший безоговорочную заводскую поддержку Renault Уорр, оказался в весьма затруднительном положении! Но Сенну это мало волновало.

В Хересе, всего лишь во второй совместной гонке, Сенна и 98T добыли 100-й поул Team Lotus. Время круга было настолько впечатляющим, что поползли слухи о читерстве. Несколько лет спустя Питер Уорр раскрыл секрет – это была беспредельная тяга Сенны к идеалу.

В субботу Сенна провел большую часть квалификации в боксах, ожидая, когда соперники смогут к нему приблизиться. Ближе всех, отстав на 0.6 секунды, подобрался Пике, на Williams Honda. Я посоветовал не рисковать и не выезжать на очередную попытку. Айртон ничего не ответил, он лишь на минуту прикрыл глаза. Должно быть, в это время он мысленно «проезжал» круг, пытаясь понять, где можно отыграть хотя бы тысячную долю секунды. Когда Сенна открыл глаза, то, к моему высочайшему удивлению заявил, что, пожалуй, сможет отыграть секунду. Целую секунду!

100-й поул команды Lotus составил 1’21,605 сек, вторым, со временем 1’22.431, стал Нельсон Пике, выступавший на непобедимой Williams FW11 Honda. С тех пор Сенна постоянно удивлял как армию своих фанатов, так и недругов. Чуда не произошло лишь однажды…

Волшебник

Питер Уорр оказался прав насчет Сенны. Он стал недостающим звеном в Team Lotus. Он зарядил энергией всю команду, то есть сделал то, что им было нужно больше всего. Косвенно это подтверждает факт, что после ухода Сенны Lotus больше никогда не побеждал. Даже с трехкратным чемпионом мира Нельсоном Пике.

Сейчас уже не подлежит сомнению тот факт, что Сенна был величайшим представителем бесстрашного и чрезвычайно талантливого поколения рожденных турбоэрой. Айртон был не просто быстрейшим, он был буквально одержим подготовкой как болида, так и самого себя. Неутомимый, неустанно ищущий все, что может дать хоть микроскопическую прибавку скорости, Сенна стал идеалом для последующих поколений пилотов Формулы-1. Сейчас все гонщики в отличной физической форме, быстры и дисциплинированы, но ни один из них никогда не сможет сравниться с Айртоном Сенной!

Lotus 98T: рожденный для Волшебника Сенны
Айртон — самый быстрый и самый профессиональный пилот, которого я когда-либо знал. Лучше, чем даже Ники Лауда и Кеке Росберг. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул… Нет, если кто-то хочет победить Сенну, должен всецело посвятить себя спорту! Ален Прост. Фото: Pinterest.com

Колин Чепмен как то сказал: «у гоночного автомобиля только одна задача: выигрывать гонки. Если он на это не способен, то возня с ним просто пустая трата времени и денег». Для Айртона, в жизни была только одна цель – победа. И первым болидом, позволившим Сенне по-настоящему бороться за титул, стал Lotus 98T.

Болид, построенный ради единственного человека. Ради Волшебника.