Вторая половина шестидесятых принесла амеркианцам громкий успех в международных автогонках. В 1966 году Ford (не без помощи Кэрола Шелби) разгромил Ferrari в 24 часовом марафоне Ле-Ман!
Но Шелби не ограничивался гонками на выносливость. Еще до знаменательного события Кэрол, совместно с автогонщиком Дэном Герни, на деньги шинников GoodYear основал All American Racers (1964 год). Команда, базирующаяся в солнечной Калифорнии, создавалась (в том числе) для участия в гонках Формулы-1. И если про Шелби нам известно немало — спасибо фильму «Форд против Феррари», то о Дэне Герни стоит рассказать подробней.
Дэн является пожалуй самым универсальным и успешным гонщиком из всех, кто когда-либо выходил на старт шоссейно-кольцевых автогонок. Шутка ли, Дэн побеждал в Формуле-1, в Индикаре (USAC), NASCAR, Can-Am и Trans-Am, а так же в гонках спортивных прототипов (International Championship for Manufacturers), включая победу в Ле Мане’67… более того, он был талантливым конструктором! Немного найдется людей, чьим именем названа часть аэродинамического оперения. Я говорю о так называемом «закрылке Герни» (Gurney flap).

Я был так взволнован, что когда мне вручили бутылку Moet & Chandon, что встряхнул ее и начал поливать всех собравшихся: фотографов, пилотов, Генри Форда II, Кэрролла Шелби и их жен. Тогда я еще не знал, что положил начало традиции, которая продолжается среди победителей гонок во всем мире и по сей день!
Дэн Герни обожал гонки, и мечтал о победе в Чемпионате Мира Формулы-1. Причем не абы на чем (а в Формуле-1 Дэн поездил за такие команды как: Ferrari, Porsche, Brabham, BRM) а на болиде своей собственной команды, названном очень скромно Eagle — Орел! Первенцем американской команды стал Eagle Mk1, со слабеньким двигателем Coventry Climax. Дебютировав на Гран-При Бельгии 1966 года, Mk1 уже на следующем Гран-При, во французском Реймсе — набрал свои первые очки! Тогда Дэну удалось финишировать на 5-месте.
В 1967 году в команде появился второй пилот — Ричи Гинтер. Слабенький двигатель Coventry Climax был заменен новым 3-литровым двигателем Weslake V12 (390 л.с.), практически не уступавшему в мощности новейшему Ford Cosworth DFV (405 л.с.) и заметно превосходящий чемпионский Repco (330 л.с.).
18 июня произошло историческое событие: Герни победил на Гран-При Бельгии! Дэну удалось опередить таких признанных асов как: Джеки Стюарт, Джим Кларк, Йохен Риндт… и одержать ту самую, единственную для американского конструктора, победу. Любопытно что Дэн победил спустя всего неделю после другой важной победы — в Ле Мане 1967! А за неделю до Ле Мана, финишировал вторым в Инди-500.

Еще раз финишировать на первой позиции Eagle удалось во внезачетной «Гонке Чемпионов», проходящей в Брэндс Хетч. На финише Герни удалось на 0,4 секунды опередить Лоренцо Бандини, пилотировавшего новейшую Ferrari 312. Йо Зифферт на Cooper-Maserati финишировал третьим.
После этой победы комбинации Гарни/Eagle прочили успех в оставшейся части сезона. К сожалению после этого для Eagle в Формуле-1 началась полоса невезения. Двигатель был не слишком надежным, а когда он работал безотказно, то подводило что-то еще. Например, у лидирующего с большим отрывом на Гран-При Германии Eagle Герни срезало полуось. А в 1968 году у команды Anglo American Racers и вовсе закончились деньги, и они решили сосредоточить усилия на гонках USAC.
Сезон 1968 года стал последним для шасси Eagle и команды «AAR» в Формуле-1 хотя… пожалуй, в качестве курьеза, все же стоит упомянуть о канадце Викторе Пизе. Он стартовал в Гран-При Канады 1969 года, и стал единственным гонщиком в истории Формулы-1, которого сняли с дистанции за слишком низкую скорость. Выступал Виктор на болиде Eagle.

Отказавшись от заокеанских турне и полностью сосредоточившись на гонках USAC National Championship, автомобили Eagle трижды победили в Инди-500 (1968, 1973 и 1975 гг). Но это уже другая история…
Продолжение следует.
Американцы не понимают Формулу 1. Для них на первом месте всегда шоу, а качество вторично. Поэтому американцы не добивались успехов в Формуле 1. И у Андретти тоже ничего не выйдет.