Iso GrifoIso Grifo

Среди почитателей производительных автомобилей Золотой эры, Iso Grifo считается одним из самых интересных экземпляров.  Ведь, как и положено грифону (мифическому существу с телом льва и головой орла), Iso Grofo сочетал в себе по-итальянски безупречное шасси, с мощнейшим американским «сердцем» — Chevrolet V8 327 CID. Неудивительно, что машина, рожденная благодаря союзу великих: Ренцо Ривольты, Джотто Биццарини и Джорджетто Джуджаро, считается одним из самых крутых автомобилей класса GT всех времен! К сожалению, Iso «умерла» в середине семидесятых, не сумев пережить топливный кризис и «Эпоху недомогания». Для выживания итальянскому производителю требовалось поступиться собственной гордостью, то есть — вернуться к производству товаров массового спроса (кстати, мало кто знает что история Iso началась с … холодильников). Но пойти на такой шаг в Iso, в ту пору, выступавшую в Формуле-1 (Iso-Marlboro FW) не захотели.

 

От Isothermos к Iso SpA

Еще до того, как компания Iso начала производить один из самых крутых и экзотических спортивных автомобилей на земле, она, под брэндом Isothermos, выпускала холодильные установки.

После Второй мировой, фирма приступила к производству мотоциклов и мотороллеров, которые сильно полюбились итальянцам. Однако босса Iso, Ренцо Ривольту, популярность двухколесной техники мало заботила. Ведь он был одержим другой мечтой: стать производителем автомобилей. И не абы каких, а равных Ferrari и Maserarti. Театр начинается с вешалки. Большое путешествие — с первого шага. Создание суперкара Iso началось с «пузыря».

Iso Grifo - Итальянский Грифон
Мотоцикл Iso. Фото: Wikipedia

Для вторжения в неизвестность, Ренцо Ривольта пригласил бывших авиационных инженеров Эрменегильдо Прети и Пьерлуиджи Раджи. Они разработали для синьора Ривольты экономичный и стильный автомобильчик небольшого размера, под названием… Isetta! Да, та самая, с которой начался послевоенный взлет BMW. Машинка оказалась настолько популярной, что Iso не справлялась с обрушившимся на нее шквалом заказов. Однако, денег на воплощение мечты все равно не хватало, и тогда Ренцо Ривольта принимает волевое решение — продать лицензию на производство своего детища другим компаниям. Среди них оказалась и BMW. В конечном итоге, Bayerische Motoren Werke выпустили около 160 000 экземпляров Isetta, что позволило им восстановить пошатнувшееся финансовое положение. Впоследствии, благодаря деньгам заработанных на Isetta, родился BMW Neue Klasse, и Баварский Моторный Завод стал не просто соперником Mercedes-Benz, а одним из законодателей моды в представительском классе. Но все это будет позже. Машиной же, открывшей новую эпоху в истории БМВ, к слову продолжающуюся до сих пор, стала:

 

Isetta

Поскольку Iso получала лицензионные отчисления за каждую Isetta произведенную другими компаниями, Ренцо Ривольта смог осуществить свою мечту — стать производителем автомобилей GT равных Ferrari и Maserati. Но мы немного забежали вперед…

Для своего времени Isetta, без шуток, была достаточно приличной машинкой. В 1957 году Элвис Пресли купил ее своему другу, полковнику Паркеру, в качестве рождественского подарка! Ведь Isetta предоставляла людям, которые не могли позволить себе настоящий автомобиль, возможность ощутить всю прелесть свободы передвижения под крышей.

BMW Isetta
BMW Isetta. Фото: Wikipedia

Машинка пользовалась популярностью не только в континентальной Европе, но и в Великобритании, известной своим снобизмом: англичане с удовольствием рассекали на трехколесном (для трайков, в Англии были уставлены более низкие налоги) и праворульном варианте Isetta. Впрочем, были и те, кого внешний вид и концепция «автомобиля-пузыря» не устраивали. Среди «хейтеров» оказался Леонард Лорд, в ту пору возглавлявший холдинг British Motor Corporation (BMC). Дабы «не позорить нацию», он поручил команде дизайнеров создать небольшой, но настоящий автомобиль. В результате на свет появился Austin/Morris Mini Алекса Иссигониса, впоследствии ставший иконой моды эпохи мини: мини-автомобилей, мини-юбок и мини-транзисторов. Теперь вы могли слушать музыку The Beatles и Rolling Stones со своей девушкой везде и всегда. Как видите, два легендарных брэнда обязаны своим существованием производителю… холодильников!

 

От Isetta к Rivolta: когда кадры решают, но не все

Знакомый со множеством суперкаров, в том числе с Ferrari и Maserati, синьор Ренцо Ривольта был твердо убежден — его компания сможет производить столь же выдающиеся автомобили. А может быть, даже более выдающиеся! Однако для этого требовались, как минимум, гениальные инженеры и мощный мотор. Ими стали Джотто Биццарини и Джорджетто Джуджаро.

Справка:

Джотто Биццарини, вплоть до «Ночи длинных ножей», работал на Энцо Феррари. Среди его работ — Ferrari 250GTO. Однако в 1961 году Джотто, вместе со многими другими знаменитыми инженерами, покинул Ferrari. Разумеется, таланливейщий инженер не остался без работы: Феруччо Ламборгини поручил Биццарини разработать двигатель V12, для Lamborghini 350GT.

 

Джорджетто Джуджаро, работавший в то время в Bertone, получит известность как дизайнер, поработавший на множества концернов. В его портфолио, сотрудничество с Ferrari, Alfa Romeo, BMW, SAAB, Maserati…  среди моделей, на ум приходят такие выдающиеся автомобили как: Audi 80, Lexus GS300, Lotus Esprit, Lancia Delta, De Tomaso Mangusta и Volkswagen Golf.

В результате их усилий, мир узрел невероятный Iso Rivolta — двухдверный автомобиль класса GT. Рецепт успеха включал в себя:

✅️ Надежный и мощный двигатель Chevrolet V8, от Corvette.

✅ Четырехступенчатую механическую КПП Borg Warner T-10.

✅ Заднюю подвеску De Dion, позволявшую ведущим колесам сохранять постоянный развал при любой нагрузке.

✅ «Cамоблок» Salisbury, от Jaguar E-type.

Последние два пункта позволяли полностью реализовать недюжинный крутящий момент (488 Нм) 327-го Смолл-блока. С таким «зарядом», Rivolta катапультировалась до «сотни» за 5,4 секунды, достигая «максималки» 270 км/час! Таким образом по производителности Iso встала в один ряд с двенадцатицилиндровыми Ferrari. При этом оставаясь менее капризной, и гораздо более простой в обслуживании. Мечта синьора Ривольты стала явью!

 

Iso Grifo

Iso Rivolta получил отличные отзывы журналистов. Но, и это более важно, продажи также оказались более чем  удовлетворительными! И тогда Ренцо Ривольта, Джотто Биццарини и Джорджетто Джуджаро решили войти в одну и ту же воду дважды.

Iso Grifo
Iso Grifo — самый быстрый автомобиль перворй половины 60-х. Фото: Pinterest.com

Новая модель должна была быть построена с использованием тех же технологий, что и Rivolta, с той же технической начинкой: 327 «смолл-блок» Chevrolet V8, четырехступенчатая КПП Borg Warner и дифференциал повышенного трения Salisbury. Правда внешне, между Rivotta и Grifo не было ничего общего: маэстро Джуджаро создал стиль, совершенно отличный от предшественника.

Сперва Grifo предлагался с тем же 300-сильным мотором, что у Rivolta, но вскоре Ренцо Ривольта добавил покупателям сложностей, предложив «заряженный» вариант на 350 cavallino. С «максималкой» достигающей 260 км/час, Iso Grifo был самый быстрым автомобилем в мире, который можно было купить за деньги. По крайней мере,  первой половине шестидесятых. И — да, на котором можно было официально ездить по дорогам общего пользования, разумеется.

Однако триумфа стал началом конца для Iso: 20 августа 1966 года, в возрасте 57 лет, синьор Ривольта скоропостижно скончался. Бразды управления прешли его сыну Пьеро, одним из первых решений которого было увеличение мощности двигателя «Грифона», дабы он оставался одним из самых быстрых серийных автомобилей в мире! С этой целью Grifo был модернизирован для установки 427-го (семь литров) «биг-блока» Chevrolet L71 V8. Двигатель, оснащенный карбюраторами Holley Tri-Power, «вращал планету» при помощи 435 лошадиных сил!

Однако, как и в каждой бочке меда есть ложка дегтя, так и в заряженном Iso Grifo были недостатки, вызванные переделкой идеально выверенной концепции Биццарини. Дабы «впихнуть» под капот Grifo более крупный и мощный двигатель, шасси пришлось серьезно усилить, а моторный отсек увеличить. Элегантный капот Grifo получил приподнятую секцию, которую в различных источниках называют то «пагодой», то «пентхаусом». Разумеется, более крупный двигатель обеспечивал большую мощность и крутящий момент. Но он оказался тяжелее «смолл-блока», что ухудшило управляемость Grifo.

Конец Iso и Золотой эры

Для тех, кому мощи семилитрового «Биг-блока» было мало, Пьеро Ривольта предложил версию «Can Am». Эта модификация получила 7,4-литровый 450-сильный двигатель Chevrolet 454 LS6, что превратило Iso Grifo в лучший в мире маслкар, сочетавший в себе европейскую управляемость, с дикой американской мощью! Производство Grifo с двигателем Chevrolet закончилось в 1972 году, из-за финансовых требований General Motors. Iso перешла на двигатель Ford Boss 351, однако производство новой модификации продлилось недолго: нефтяной кризис поставил крест как на классе маскаров в целом, так и на Iso Grifo в частности. Началась «Эпоха недомогания»: рынок мощных, жаждущих топлива автомобилей иссяк. К середине семидесятых в мире вновь наступила эпоха маломощных машин.

Iso Grifo - Итальянский Грифон
Интерьер Iso Grifo. Фото: Pinterst.com

Иногда, нам трудно отступить, сделав шаг назад. Маленькая, но гордая Iso также не захотела вернуться к истокам, и 31 декабря 1974 года прекратила свое существование.