Считается что Honda отказалась от дальнейшей разработки двигателя V10 потому, что преимущество в мощности постепенно переходило к агрегатам Ferrari V12. В сезоне 1990 года это выглядело именно так, ведь именно в Scuderia первыми сумели превысить показатель литровой мощности в 200 л.с. с литра. Но на самом деле главным «виновником», подтолкнувшим Honda к переходу на V12, стал Соичиро Хонда, еще весной 1989 года настоявший на разработке двигателя V12. Прототип нового мотора был обкатан на стенде уже в октябре года, а чуть позже он был продемонстрирован на Токийском мотор-шоу. От получения технического задания до первого рабочего прототипа прошло всего 8 месяцев!

В июне 1990 года, в самый разгар битвы за чемпионский титул межу Сенной (McLaren Honda V10) и Простом (Ferrari V12) были проведены первые тестовые испытания новейшего силового агрегата на трассе Сильверстоун. Позже тесты продолжились на трассах: Монца, Хунграроринг и Эшторил. Как видите разнообразие трасс было максимальным, от скоростной до очень медленной.
Кроме нового V12 в тестах участвовали автомобили с актуальным, на тот момент, мотором V10 — для сравнения. Теоретически все преимущества были на стороне V12. Он был всего на 5 см длиннее, но зато на 3 см ниже и на 1 см уже и что удивительно оба агрегата весили одинаково, по 150 килограмм! Дело в том, что в новом двигателе отсутствовали, за ненадобностью, балансировочные валы. Мичио Кавамото, шеф гоночного подразделения Honda объявил что новый двигатель «развивает гораздо большую мощность чем прежний», но эти слова подверг сомнению Герхард Бергер, заявивший после первых тестов, что новый V12 уступает прошлогоднему V10.
Кто был прав? Скорей всего Бергер. Тем не менее в дебюте сезона 1991 года Айртон Сенна на McLaren MP4/6 с мотором Honda RA121E выиграл первые четыре этапа подряд! Никогда прежде такого не случалось. Но главным конкурентом пилотов McLaren был уже не Ален Прост из Ferrari, а пилоты Williams, использующие мотор Renault V10. Французские моторы заметно прогрессировали, и постепенно от начального преимущества Honda не осталось и следа. Было очевидно что шасси Williams превосходит McLaren, а мотор Renault мощнее чем Honda. В Сильверстоуне максимальная скорость болидов Williams-Reanault достигала 338 км/ч, против 325 км/ч у McLaren.

По иронии судьбы именно в Англии, после интенсивной тестовой работы, Honda разработала очередную версию мотора — «Spec 3» или RA121E/B. Как писали тогдашние журналисты «испытания нового двигателя прерывались только ночью». Но дебют закончился провалом: в Сильвертоуне, у заметно отстающего по скорости McLaren Сенны, закончилось топливо. На следующем этапе, в немецком Хоккенхайме, эта ситуация повторилась — у Сенны вновь закончился бензин! Очевидно что новый мотор стал заметно прожорливей, но не слишком то прибавил в мощности. Победив на первых четырех этапах, в дальнейшем McLaren-Honda не сумели победить в 5 Гран-При подряд!
Казалось что инициативой полностью завладели в команде Williams-Renault, но чести Honda им удалось переломить ситуацию — мощность мотора неминуемо росла, при том что расход топлива удалось обуздать. Начиная с г.п. Бельгии в Honda, вслед за Reault, начали применять впуск с изменяемой геометрией, применив телескопические всасывающие сопла. Это позволяло не жертвуя максимальной мощностью, увеличить максимальный крутящий момент на низких и средних оборотах. В результате всего вышеперечисленного, в финальной версии мотора, максимальные обороты двигателя выросли с изначальных 13000 об/мин до 15000 об/мин.
Техническая характеристика двигателя Honda RA121E/B (в скобках отличающиеся данные первой версии)
Рабочий объем: 3,498 см2 ( 3493 см2 )
Количество цилиндров: V12, 60º.
Диаметр цилиндра / ход поршня (мм): 86.5 / 49.6 ( 83 / 53.8 )
Мощность: 764 л.с. при 13700 об/мин ( ??? )
Размеры, длина / ширина /высота (мм): 670 / 520 / 530
Масса двигателя: 150 кг.

McLaren-Honda удалось победить в чемпионате, но было очевидно что связка Williams-Renault выглядит предпочтительней. Успех команды McLaren-Honda связан с двумя важными факторами. Первое — в их распоряжении был Айртон Сенна. Второе — у Williams были проблемы с надежностью полуавтоматической КПП в начале чемпионата.
Сенна лучший пилот Формулы 1 всех времён. За статью спасибо.