Honda с овальными поршнями

А вы, дорогие читатели, помните те далёкие времена когда шильдик «16 Valve» был гордостью автовладельца? Ведь тогда это было по-настоящему круто, поскольку в обычных моторах было всего 8 клапанов: по два на каждый цилиндр, впускной и выпускной. А вашей машине их было ровно в два раза больше! А теперь представьте сколь сильно гордый обладатель «шеснаря» удивился бы, узнай что бывают моторы с 8 клапанами… в каждом цилиндре! А дабы вместить все это непотребство, поршни в таком моторе сделаны овальными!

Давным-давно, в одном чемпионате мира…

В шестидесятые годы прошлого века мотоциклы Honda зарекомендовали себя грозной силой, выиграв 16 титулов в Чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В разных классах, разумеется. Добиться столь впечатляющий достижений Хонде удалось благодаря многоцилиндровым четырехтактным двигателям. Некоторые из них развивали обороты до 21 500 об/мин! Но в конце шестидесятых Соичиро Хонда с большим огорчением остановил программу Honda в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Причиной волевого решения стало решение FIM запретить в классах 350 и 500 см3 моторы с количеством цилиндров более четырех, попутно разрешив к участию 500-кубовые 2-тактные моторы.

В сезонах 1966-67 500-кубовая Honda RC181 (мощность двигателя 85-93 л.с.) выиграла десять Гран-при из девятнадцати. © Википедия

Разумеется, специалисты Honda могли адаптироваться к новым правилам, но… Но этому воспротивился сам Хонда! Как и многие руководители высшего звена, Соичиро был человеком сложным. Которого довольно сложно переубедить. И раз, по мнению Хонды, гоночный двигатель должен быть только четырехтактным, и желательно, воздушного охлаждения, то поделать с этим было ничего нельзя! В результате такой политики гоночная мототехника Honda сошла со сцены на долгое время…

А теперь перенесемся на несколько лет вперед. В середине семидесятых инженеры моторного подразделения получают необычный приказ: создать 4-тактный 500 кубовый мотор, равный по мощности двухтактному! Задача совершенно невыполнимая.

Я знаю точно – невозможное возможно…

При равном рабочем объеме добиться от 4-тактного гоночного двигателя той же отдачи, что у его 2-тактного собрата, невозможно в принципе. По производительности последние будут чуть ли не вдвое мощнее. Ведь для 2T рабочим является каждый второй такт, а не каждый четвертый. Собственно, отсюда и название.

Пока твой конь четырьмя ногами: раз-два-три-четыре, мальчишка на двух ногах: раз-два, раз-два.

  • 2 такта
    ✅ Сжатие
    ✅ Рабочий ход
  • 4 такта
    ✅ Впуск
    ✅ Сжатие
    ✅ Рабочий ход
    ✅ Выпуск

Простыми словами, на 4-тактном моторе воспламенение в отдельно взятом цилиндре происходит один раз за 720 градусов. За это же время двухтактный «пыхнет» дважды! Отсюда и преимущество. Как оказалось – да. Для этого нужно увеличить количество цилиндров и значительно повысить максимальные обороты коленвала.

Продолжение следует…