Formula-1 против Indycar
В пятидесятые годы прошлого века, техника, используемая в чемпионатах Формулы-1 и «Индикар» была близка, как никогда. По крайней мере в том, что касалось двигателей. Ведь в обеих сериях допускали использование 4,5-литровых атмосферных силовых агрегатов.

Знакомство

Первый официальный этап Чемпионата мира Формулы-1 состоялся 13 мая 1950 года – общеизвестный факт. Еще один факт – третьим этапом мирового первенства была гонка 500 миль Индианаполиса. Вот только европейских команд и пилотов там не было! Почему? Потому что дорого и страшно. Американцы тоже не приезжали в Европу. Скорее всего, в США вообще мало кто знал, что где-то в разрушенной Европе, могут проводить гонки. Профессионалы, разумеется, были в курсе. Но все равно – не спешили лететь за океан. Причем не только из-за финансовых условий. В Чемпионате мира нужно было поворачивать больше четырех раз за круг, да еще и в разные стороны. Наверное, на предложение менеджера выступить в Европе, условный гонщик американский пилот ответил бы примерно так: Да вы с ума сошли, как можно так много поворачивать?! Да у нас и передач-то в КПП всего раз, два и обчелся. 

Кстати, это выражение использовано не для красного словца. На американских болидах действительно использовались двухступенчатые КПП! В общем, встреча двух миров казалось невозможной, да и ненужной. Но все таки она состоялась.

Formula-1 против Indycar: Начало
Ferrari 375 Indianapolis, 1952 года. Двигатель: V12, рабочим объемом 4,4 литра. Мощность: 380 л.с. при 7500 об/мин. 4-х ступенчатая КПП. Фото: Pinterest.com

В 1952 году, Энцо Феррари решил выступить в «Индианаполис 500». В инженерном штабе посчитали, что лучше всего на эту роль подойдет Ferrari 375. На тот момент 375-я уже не соответствовала новому регламенту Формулы-1, но «выбрасывать» хороший болид было жалко.

Сноска-1: вообще-то, в Америке тех лет умели поворачивать. Но об этом в следующий раз.

Сноска-2: в 1952 году чемпионат мира проводили на машинах Формулы-2.

За рулем 380-сильной Ferrari 375 Indianapolis сидел сам Альберто Аскари! Считается, что Аскари вполне по силам было финишировать, но на правом заднем колесе его Феррари разрушились спицы. Альберто вылетел с трассы, похоронив мечты Коммендаторе о победе в Индианаполисе. А ведь говорили знающие люди – для овалов европейская техника слишком хрупкая!

Сноска-3: Кстати, на этом же самом автомобиле, правда несколько доработанном, Нино Фарина пройдет «Indy 500 rookie test» в 1956 году.

Судя по всему, Энцо Феррари планировал вендетту в следующем, 1953 году. Шасси доработали с учетом прошлогоднего опыта, а двигатель и вовсе решили создать с нуля! Совершенно новый трехлитровый компрессорный V12 выдавал 500 л.с. при 7000 об/мин! Но, по слухам, единственный двигатель взорвался во время стендовых испытаний, и проект закрыли. Но на этом история Ferrari в Америке не закончилась!

Bardahl Ferrari

В 1956 году в Индианаполис приехал Джузеппе Фарина. Первому чемпиону Формулы-1 предстояло сразиться с заокеанскими пилотами на машине Bardahl Experimental Ferrari. Говоря по правде, сложно назвать этот автомобиль Формулой-1. Но ведь это Фарина и Ferrari, поэтому…

Bardahl Ferrari — совместный проект США и Италии. Шасси – американское, Kurtis Kraft 500D, шедевр американской инженерной мысли тех лет! Двигатель – итальянский, Ferrari «Tipo 121», предоставлявший собой рядную 4,4-литровую шестерку мощностью 377 л.с. Пилот, как уже говорилось выше, сам Нино Фарина. Комбинация, выглядела весьма перспективной. Вот только в жизни, как правило, все гораздо сложнее.

✅️ Во-первых, американо-итальянский проект совершенно не вдохновлял Комендаторе. Поэтому окончательной доводкой болида занимались братья Мазерати (O.S.C.A.).

✅️ Во-вторых, американская сторона настояла на том, чтобы на двигатель установили систему впрыска топлива Hillborn, вместо привычных инженерам Ferrari карбюраторов Weber. В результате мощность… снизилась, на 40 лошадей!

✅️ В-третьих, гоночная бригада состояла из американцев и итальянцев, категорически не понимающих друг друга! В самом прямом смысле – языковой барьер.

✅️ В-четвертых, Фарина отказывался ездить на опасном метаноле, на чем настаивала американская сторона, предпочитая использовать привычный бензин.

Formula-1 против Indycar: Начало
Bardahl Ferrari Experimental. Шасси: Kurtis Kraft 500D. Двигатель: Ferrari Tipo 121, рабочим объемом 4.4 литра и мощностью 377 л.с., был позаимствован от спортивной Ferrari. Фото: Pinterest.com

В конечном итоге, эксперимент окончился провалом. Так и не сумев подобрать ключик к овальной трассе, Фарина решил отказаться от выступлений. Его место занял гонщик Кит Эндрюс, в итоге попавший в фатальную аварию.

Monzanapolis или Гонка двух миров

В 1957 году, владельцы автодрома Монца, руководство «Автомобильного клуба Милана» и директор USAC Дуэйн Картер, решили выяснить: кто хозяин на Планете. Турнир назвали «Гонка двух миров» или «500 Miglia di Monza». В заезде должны были соревноваться звезды Америки, и лучшие гонщики Европы. Само собой, в Монце! Причем на овале.

Десяти лучшим асом США, предстояло встретиться с десятью лучшими пилотами Европы, чтобы сразиться на самой быстрой трассе на Земле! Победителя определят три заезда по 63 круга, с часовыми перерывами для технического обслуживания. В гонке использовался американский технический и спортивный регламент: двигатели 2.8-литра с наддувом, или 4.2 без оного; движение против часовой стрелки.

Formula-1 против Indycar: Начало
На старте лидерство сохранил Луиджи Муссо, Ferrari 412MI. Но победу одержал Джим Раттман (№5). Фото: Pinterest.com

Однако после тестов шин Firestone, проведенных Пэтом О’Коннором (обладателем поула Инди-500 1957 года), пилоты Формулы-1 передумали участвовать в данном мероприятии. Официально, это была позиция «профсоюза гонщиков», не рекомендовавшим своим членам участие в данном мероприятии из-за запредельных скоростей. Пэт О’Коннор, на одном из кругов, показал среднюю скорость 273 км/ч! Но на самом деле, в Европе просто не нашлось конкурентоспособной техники! Ведь в Формуле-1 тогда использовали 2.5-литровые атмосферные двигатели, мощностью не более 300 лошадей.

Таким образом, в мероприятии должны были участвовать только «американцы». Едва ли, заезды мало кому известных гонщиков на неизвестной технике, привлекли бы публику на трибуны! Поэтому «Автомобильный клуб Милана», в лице Джузеппе Баччиагалупи (по случайному стечению обстоятельств еще и директора Autodromo di Monza) настоял на обязательном участии в турнире Ferrari и Maserati.

Формула-1 против «Индикара», раунд первый

Наиболее серьезно к данному мероприятию подошли в Maserati, создав на основе формульного болида 250F специальную модель – 420/M/58 Eldorado. К слову, Maserati 250F по праву считался самым мощным болидом тех лет, с отличной управляемостью. Ferrari была представлена ​​тремя автомобилями, лучшим из которых был 412 MI (Monza-Indianapolis), с двигателем V12 на 4.2 литра, развивавшим 415 л.с. при 8500 об/мин. Англичане построили Lister Monza, с шестицилиндровым мотором от спортивного Jaguar D-Type. И это был самый медленный автомобиль в гонке!

Кстати, существует любопытная легенда, что якобы Ferrari использовала на 412 MI двигатель, от спортивной Ferrari 335S №0646. То есть от той самой машины, на которой разбился Альфонсо Де Портаго на Милле Милья! Болид вел в бой Луиджи Муссо, занявший в итоге поул-позишн.

✅️ Представители Формулы-1: Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Муссо, Фил Хилл, Стирлинг Мосс, Майк Хоторн.

✅️ Представители «USAC»: Джим Брайан (победитель Инди-500 1958 года), Роджер Уорд, Джим Раттман и восходящая звезда – Эй Джей Фойт.

Любопытно, что не все гонщики Формулы-1 ехали на «родной» технике. Хуан Мануэль Фанхио, известный тем, что всегда оказывался в нужном месте в нужное время, решил выступить на американском родстере Kuzma. Правда на этот раз переход не принес Маэстро успеха. Перед стартом первого заезда выяснилось, что у двигателя его родстера прогорел поршень. Заменить его успели лишь к старту третьего заезда, но и в нем Фанхио не повезло – сломался топливный насос.

Результаты

По сумме трех заездов победил Джим Ратманн, выступавший на Watson Offenhauser. Вторым стал еще один представитель Индикара – Джимми Брайан. Ferrari с «экипажем» Муссо / Хоторн / Хилл заняли третье место.

Formula-1 против Indycar: Начало
Синим выделены «индикары», красным итальянские болиды, зеленым британские.

Любопытно что во время гонки, пилоты Ferrari столкнулись с необычной проблемой. Работавший на «алкоголе» (метанол) двигатель, буквально «вырубал» пилотов своим выхлопом. Именно по этой причине Луиджи Муссо в первом заезде был вынужден воспользоваться помощью Майка Хоторна, а во втором – Фила Хилла (на тот момент оставшегося без машины). В третьем заезде Муссо и вовсе не вышел на трассу, и заезд на Ferrari под номером 12 заканчивали Хоторн и Хилл.

После битвы

По сравнению с Индикарами, Формула-1 пятидесятых была чем угодно, но только не вершиной автоспорта. Американские родстеры оказались заметно мощнее и развивали куда большую скорость. При этом американцы оказались технически более совершенными: впрыск топлива, турбонаддув, литые магниевые колесные диски – все это использовали уже в начале 50-х!

К тому же родстеры оказались намного надежней – проехать 500 миль (800 км) за один раз болидам Формулы 1 оказалось не под силу! Именно из-за ненадежности техники Формулы-1, заезд в Монце был разделен на три части.

Продолжение следует.