Евросоюз вводит гибкую систему пошлин для электромобилей импортируемых из Китая. Изменения вступают в силу с 4 июля. С этого момента, например, BYD придется платить сбор в размере 17.4%, в то время как SAIC Motor Corp. (брэнд MG) зарядят по полной – 38.1%. Напомним, что речь идет о дополнительных сборах, сверх изначальной пошлины в 10%.
Пойти на столь нерыночный шаг Евросоюз вынудило растущее давление со стороны китайского автопрома. В Европе уверены, что в Поднебесной агрессивно субсидируют ориентированных на экспорт производителей. И это одна из причин, по которой ранее аналогичные ограничения ввели в США. Причем в этом случае речь идет о гораздо более жестких мерах! Американцы не стали мелочиться, и от всей души влепили пошлину в размере 100%, причем для всех без разбора.
В отличие от американского пути, европейский подход выглядит как попытка усидеть на двух стульях. Ведь не секрет, что большую часть китайского экспорта в ЕС составляют автомобили западных марок: Renault, Tesla, Volvo, BMW… «Стрелять по своим» европейцам сильно не хочется, так что неудивительно, что ЕК ввела прогрессивную шкалу «налога». Как уже говорилось выше, BYD доплатит лишь 17.4, в то время как Geely (Volvo) – 20%. Американская Tesla, чьи электромобили составляют основную массу китайского экспорта в Европу, и вовсе получит «особый статус» и «индивидуально рассчитанную ставку пошлины». Что это означает, пока неизвестно. Можно лишь предложить, что пошлина для компании Илона Маска останется неизменной, либо незначительно вырастет.
Все китайские автопроизводители отказавшиеся от сотрудничества с ЕК, попадают под максимальный 38.1-процентный тариф. Что суммарно составит внушительные 48%! Однако, даже они смогут получить преференции. Для этого нужно всего лишь предоставить Еврокомиссии возможность провести проверку, по результатам которой пошлина может быть пересмотрена. Таким образом европейские чиновники пытаются определить, сколь велика была финансовая помощь китайским брендам со стороны Правительства КНР. Если эта помощь, по мнению Еврокомиссии, окажется в рамках разумного, производитель получит «зеленый свет». Если же нет – красный.
Среди экспертов, мнения по поводу новых ввозных пошлин диаметрально противоположные. Одни полагают, что мер ЕК для сдерживания неумолимого наступления Китая недостаточно. По их мнению, тарифы должны начинаться с 50%, а не заканчиваться на этой отметке. Мол, иначе китайцев не сдержать! Другие справедливо опасаются что если перегнуть палку, Китай ответит аналогичными мерами в отношении европейской промышленности. Тем более, что китайцы уже недвусмысленно намекнули, что готовы ввести 25% пошлины на «автомобили с мощными двигателями». Де-факто, это нанесет колоссальный ущерб немецкому автопрому.
Что касается официальной реакции Пекина, то пока она прозвучала чисто по-китайски. Генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей Цуй Дуншу, невозмутимо заявил: «Китайские предприятия продолжат осваиваться в Европе и интегрироваться на местные рынки». После чего успокоил собравшихся, уточнив, что китайские бренды не собираются уничтожать европейскую автомобильную промышленность.
«Традиционно, автомобилестроительная отрасль играет большую роль в создании рабочих мест в Европе… Поэтому наши фирмы не будут начинать агрессивную экспансию, дабы не подорвать стабильность в регионе».
Мы обязательно будем держать вас в курсе событий, по мере появления новых подробностей.