Eagle на пике славы. Часть 3: IMSA GTP

Это продолжение рассказа о гоночных автомобилях Eagle.

Часть 1: Формула-1.

Часть 2: Индикар.

Разочаровавшись в CART PPG Indy Car World Series, Дэн Герни решил покорить новую вершину — IMSA GT Championship. Сперва, дабы присмотреться к новому для себя чемпионату, команда AAR выступала на «силуэтах» Toyota Celica IMSA, класса GTO. И надо сказать, что делала это она весьма успешно. В 1987 году, под управлением Криса Корда, Селика в доминирующем стиле победила в своей категории! Но GTO не была вершиной IMSA. А значит человеку калибра Дэна Герни этого было недостаточно. Наверное нет ничего удивительного в том, что разгромив соперников в «младшем классе», команда AAR отправилась покорять настоящую вершину —  категорию Grand Touring Prototype.

Категория GTP в IMSA появилась в 1981 году, и первоначально в ней выступали частники на Lola T600 и March 83G. Но поскольку регламент новой американской категории примерно соответствовал европейской «Группе Ц», то уже в 1984 году в Штаты заявились прототипы мирового класса: Porsche 956 и 962. Ведь отличием двух этих серий было то, что для GTP не существовало ограничений по расходу топлива, но двигатель должен был быть обязательно от серийного автомобиля — «сток-блок». Как видите, ничего непреодолимого! Неудивительно, что легендарный немецкий болид оставался непобедимым с 1985 по 1987 годы. А вот следующая эра IMSA GTP принадлежала уже Nissan. Японцы выигрывали с 1988 по 1991 годы. В такое вот «осиное гнездо» Дэн Герни собирался запустить своих «Орлят».

Eagle Mk II (HF89 / HF90)

Прототипу «All American Racers» предстояло вступить в бой с такими грандами, как: многократный победитель 24-часового марафона Ле-Ман 24 и чемпионата WSC Porsche 962C, а также с чемпионом IMSA GTP последних лет — 800-сильным Nissan GTP ZX-Turbo. Еще одним соперником стал Jaguar XJR-12D. Оснащенный семилитровым атмосферным двигателем V12, британский «котяра» мог похвастаться мощность 730 л.с. при 7000 об/мин. Но еще больше впечатлял крутящий момент — 785 Нм, при 5500 об/мин!

Вообще, в те годы IMSA GTP участвовали лучшие европейские и японские заводы, пожалуй, в Америке тогда не гонялись лишь Mercedes-Benz и Peugeot. И из всей этой «motley crue» (пестрой шайки), у Eagle был самый маленький двигатель — всего 4 цилиндра и 2.1 литра! Меньше, чем даже у роторно-поршневой Mazda RX-792P. Зато у него было аж два турбокомпрессора Garrett!

Eagle на пике славы. Часть 3: IMSA GTP
В представлении Дэна Герни, двигателю Toyota 3S-GTM как воздух была необходима парочка турбин! Фото: Pinterest.com

А в 1991 году на свет появился Eagle MkIII — и это был уже чистокровный «Орел», а не модифицированная Toyota. Новый болид команды AAR отличало уникальное аэродинамическое решение — передний диффузор. Никто прежде не применял ничего подобного. Результат? В 13 гонках сезона IMSA GTP 1992 года, британская команда Jaguar (перешедшая с моделью XJR14 на атмосферный формульный Ford-Cosworth HB V8, а позже (на XJR-16) на V6 3,0 литра битурбо, от MG Metro Группы Б) одержала три победы, японский Nissan — одну… в остальных 9 гонках Eagle просто заклевали своих соперников!

Eagle на пике славы. Часть 3: IMSA GTP
Всего в классе GTP (1989 — 1993) автомобили Eagle-Toyota победили в 26 гонках, и 23 раза стартовали с поула. С июля 1992 по октябрь 1993 Eagle выиграли вообще все гонки, в которых выходили на старт! Фото: Pinterest

Во многом это произошло благодаря двигателю. Несмотря на впечатляющую форсировку и огромное давление наддува — почти 10 бар! — мотор оказался удивительно надежным. С ним Eagle побеждал даже в 12 и 24 часовых заездах: Sebring 12 Hours в 1992-м, и Daytona 24 Hours в 1993 году.

Это была сущая бомба! Мы гонялись с давлением 142 фунта на квадратный дюйм (9,8 бар), хотя для 24 часовой гонки снижались до 125 psi (8,6 бар). Никто не думал, что мы сможем победить с этим моторчиком в 24-часовой гонке, но мы сделали это! (с) Пи Джей Джонс.

Кстати, рекорд круга в Дайтоне — 1:33.875, установленный в 1993 году на AAR Eagle MkIII, был побит лишь в 2019 году! С результатом 1:33.398 это удалось сделать Оливье Джарвису (Mazda)

Чемпионом IMSA GTP дважды подряд становился Хуан Мануэль Фанхио II — племянник того самого Хуана Мануэля Фанхио. Возможно, побед было бы гораздо больше, однако IMSA объявили о своем намерении с 1994 года отказаться от класса GTP. Дэн Герни вынужден был вернуть Eagle в гонки индикаров. Отличительной особенностью новых «Орлов» стали: орлиный клюв, двигатель Toyota и пилоты Хуан Мануэль Фанхио II и Пи-Джей Джонс.

Продолжение следует.