Рон Деннис, Lamborghini и уход Сенны из McLaren

Сейчас эта ситуация обросла большим количеством мифов, и сегодня вы услышите еще один. Шутка.

Сенна хотел выступать с Lamborghini. Я думаю если бы McLaren дал ему эту возможность, то Айртон остался бы с нами. Сенна хотел выступать на McLambo в Японии и Аделаиде, которые оказались его последними двумя гран-при с McLaren. По иронии судьбы он выиграл обе эти гонки с Ford! (с) Адриан Берджесс — в 1993 году один из механиков тестовой бригады.

Эшторил 1993 — точка невозврата?

На самом деле точку невозврата прошли гораздо раньше. В конце сентября (напомню что гран-при Португалии состоялся в воскресенье, 26 числа, а тесты начались на следующий день, в понедельник) Айртон Сенна уже не мог остаться в McLaren, хоть с Lamborghini, хоть с Peugeot!

Ведь на момент принятия решения McLaren по мотору для гран-при Японии, Айртон уже подписал контракт с Фрэнком Вильямсом. То есть, примерно за месяц до окончательного решения по Lamborghini. Собственно это соглашение и стало причиной отставки Алена Проста.

Я подписал контракт на два года. Но уже в июле [1993 года], мне позвонил Фрэнк Вильямс, и попросил о личной встрече. Естественно я согласился.

Фрэнк приехал ко мне домой, и начал объяснять, что на него оказываться огромное давление со стороны Renault — они хотели видеть в команде Айртона. Я ему говорю: «Мы же контракт подписали, и ты прекрасно понимаешь для чего он нужен. Я на это согласиться не могу.» Но чем дольше продолжался наш разговор, тем сильнее Фрэнк давил на меня. 

А в августе мне сообщили что Williams и Сенна договорились. Я тогда даже обрадовался. Ну как обрадовался… я просто был рад, что эта тема исчерпана. 

(ссылка на это интервью на YouTube. Разговор о контрактах Проста и Сенны начинается с 13:23)

Рон Деннис, Lamborghini и уход Сенны из McLaren
McLambo. Фото: Pinterest.com

Знал ли Деннис, что Сенна ведет за его спиной переговоры с Williams? Не мог не знать! А значит вопрос, будет ли в конце сентября на McLaren установлен двигатель Lamborghini, что бы удержать Сенну, или нет — для него перестал быть актуальным.

Судите сами. Сразу после Гран-при Португалии в Эшториле (где Прост объявил о завершении карьеры пилота) McLaren провел очередные тесты мотора Lamborghini. И что приказал сделать Рон? Залить в машину Сенны полный бак бензина, и не говорить ему об этом! Вот что рассказал об этом случае Мартин Уитмарш:

На тестах в Эшториле McLambo ни в коем случае не должен был быть слишком быстрым, иначе у нас были бы большие проблемы по контрактным обязательствам с Peugeot. На всякий случай Рон приказал залить в машину полный бак бензина, и никому об этом не говорить. 

Зачем Деннис сделал это? И почему не выполнил желание друга? Друга? А с чего вы решили что Сенна и Деннис были друзьями? Бывают ли вообще в бизнесе друзья?

Я думаю, что к нашей последней совместной гонке, в Аделаиде ’93, мы оба понимали что нам нужно отдохнуть друг от друга. Отношения между нами на тот момент были очень натянутыми. (с) Рон Деннис.

Vengeance is Mine. (Отмщение — за Мной)

С финансовой стороны сезон 1993 стал для McLaren полным кошмаром! Мало того, что приходилось платить за двигатели Ford, так еще и Сенна требовал по миллиону долларов за каждую гонку! Бразилец тогда в буквальном смысле припер Рона Денниса к стенке. Вот что рассказал об этих переговорах менеджер Айртона, Джулиан Якоби:

В вопросах бизнеса и Сенна и Деннис были абсолютно безжалостными людьми. Из-за чего время от времени возникали конфликты. Встреча по поводу контракта на 1993 год состоялась в конце января, или в начале февраля, в Лозанне, в офисе Philip Morris. Рон тогда заявил, что поскольку McLaren вынужден платить за двигатели, то для Сенны осталось лишь 5 миллионов долларов. На что Айртон ответил: «Хорошо. Я выступлю на первых пяти гран-при, и на этом все».

После этих слов в комнате повисла гробовая тишина! Потом Джон Хоган рассмеялся и посмотрел на меня, а вот Грэм Богл не смеялся, он там был самым серьезным! Рону тоже было не до смеха. Молчание затягивалось, и тогда Айртон сказал: «В общем после того как у вас появятся деньги, мы обсудим мое участие в остальных 11 гонках». 

То что произошло во время переговоров в Швейцарии, Деннис не мог простить и забыть, не такой он был человек! С тем, на что способен потерпевший поражение в финансовых вопросах Хитрый Рон, может рассказать Ники Лауда.

Рон Деннис, Lamborghini и уход Сенны из McLaren
«У Рона есть один колоссальный недостаток. Его самолюбие никак не может смириться с тем, что карьеру он начинал как скромный механик. Вот почему в роли босса он невыносимо высокомерен! Кое-что в его исполнении выглядело как своего рода месть за те баснословные контракты, которые я выторговал себе в 1983 и 1984 гг.”. (с) Ники Лауда. Фото: Pinterest.com

Лауда столкнулся с охлаждением отношений со стороны McLaren уже в 1984 году. Тогда, когда у Денниса появился Прост, Рону смог отплатить Ники за финансовое поражение на переговорах 1983 года. Ситуация почти точь-в-точь как в 1993-м!

  • В 1984 у McLaren появляется быстрый молодой и главное недорогой гонщик — Ален Прост. Значит можно отомстить Лауде, унизив его дешёвым контрактом!
  • В 1993 у McLaren быстрый молодой и главное недорогой гонщик — Мика Хаккинен! Деннису известно что Сенна гарантировано уходит. Значит можно отомстить ему за финансовое поражение, не дав то, о чем тот просит!

Наверняка когда в квалификации Гран-при Португалии Хаккинен опередил Сенну, в душе Рон Деннис ликовал! Деннис был уверен, что пазл вновь сложился — как тогда, в 1984-м! Теперь у него опять был молодой и быстрый гонщик, и моторы на букву «P». Profit! Конечно между этими двумя ситуациями было одно существенное отличие: Лауда всеми силами пытался удержаться в команде, а Сенна наоборот — уйти!

А теперь поставьте себя на место Рона Денниса, и ответьте на вопрос: вы бы выполнили желание человека, который сокрушил и унизил вас перед очень большими боссами? Тому, кто вел переговоры о переходе к конкуренту за вашей спиной?

Рон Деннис, Lamborghini и уход Сенны из McLaren
Монокок Williams FW15C, Эдриан Ньюи, Айртон Сенна (в комбинезоне McLaren!) и Дэвид Браун. Фото: pinterest.com

Получается что отказ от использования двигателя Lamborghini на двух последних гран-при сезона 1993 года был исключительно местью Рона Денниса. И он никак не связан с контрактом с Peugeot, который на тот момент еще даже не был подписан.