В середине 90-х BMW влюбляется в Ле-Ман, после чего дважды покоряет легендарный марафон с мотором, который рвет шаблоны — 600 «лошадей» из серийного движка! Но вместо «Жили они долго и счастливо» следует резкий поворот: «Дорогая, я ухожу в Формулу-1». В качестве партнера немцы выбрали Williams, безусловно лучшую команду Формулы-1 середины 90-х. Только вот баварский «кавалер» пришел на свидание с лишним весом: их мотор оказался тяжелее, чем тележка барахольщика на распродаже в гипермаркете!
2000 год. Дебютный сезон. BMW ставит на надежность, но это звучит как «мы сделали утюг, который летать не может…. Зато не ломается!». Ральф Шумахер в Австралии берет третье место — фанаты кричат «Bravo!», а инженеры Ferrari и McLaren Mercedes прячут ухмылку: «Ребята, это все на что вы способны?». И они правы! К концу сезона Williams с 36 очками выглядит как студент проспавший экзамен. А Ferrari и McLaren делят торт, оставив баварцам крошки.
Технические характеристики двигателей BMW в F1 (2000-2005)
Год | Модель | Конфигурация | Мощность (л.с.) | Обороты (об/мин) | Вес (кг) |
---|---|---|---|---|---|
2000 | E41 | V10, 72° | 750 → 810 | 17,200 | 120 |
2001 | P80 | V10, 90° | 850 | 17,200 | 98 |
2002 | P82 | V10, 90° | 865 | 19,000 | 95 |
2003 | P83 | V10, 90° | 900+ | 19,200 | 90 |
2004 | P84 | V10, 90° | 900+ | 19,000 | 89 |
2005 | P84/5 | V10, 90° | 925 | 19,000 | 92 |
2001-й. BMW, как обиженный гений, ломает стереотипы: «Вы все с вашими 72° — слабаки!» Раздвигает цилиндры до 90° — так дерзко, что даже Ferrari покраснела. Результат? Двигатель-ракета: 850 л.с., и первая победа за 15 лет! Но радость длится, пока не приходит 2002-й — год, когда Шумахер и Ferrari превращают чемпионат в свое сольное выступление. BMW в ответ выдает мотор, который на квалификации в Монце визжит как гарпия — 19 000 оборотов! Со столь дикой отдачей поулы посыпались как из рога изобилия. Но в гонках Williams, по-прежнему, напоминала того парня из спортзала, который качает бицуху, но забывает про ноги!
2003-й. BMW выжимает из мотора 900 л.с. — цифры, от которых прежде инженеры падали в обморок. Хуан-Пабло Монтойя и Михаэль Шумахер бьются столь яростно, что кажется, вот-вот снимут комбинезоны и пойдут выяснять отношения в спарринге! Но вместо триумфа, Williams BMW получает эпик фейл. Патрик Хэд винит мотор, мощный, но недостаточно эластичный. В BMW уверены, что проблема исключительно в шасси и аэродинамике. Мол: «Williams, вы вообще видели, как заезжает в повороты Ferrari?».
Год | BMW | Ferrari | Mercedes | Renault |
---|---|---|---|---|
2000 | 810 л.с. | 805 л.с. | 805 л.с. | 790 л.с. |
2001 | 850 л.с. | 825 л.с. | 830 л.с. | 800 л.с. |
2003 | 900+ л.с. | 845 л.с. | 840 л.с. | 820 л.с. |
2005 | 925 л.с. | 865 л.с. | 850 л.с. | 900 л.с. |
2004-й. Отчаяние рождает монстра: FW26 — болид, который выглядит так, будто его дизайнер фанат моржей. «Это гениально» — шепчут восторженные журналисты! Но всего через пол сезона пилоты в отчаянии просят: «Срочно верните старый нос! Это чудовище не управляемо!». С измененной аэродинамикой Монтойя, будто герой боевика, вырывает победу в Бразилии, но в BMW решают что с них хватит!
2005-й. Развод BMW и Williams.
Эпилог.
Двигатели BMW в 2000–2005 годах были одними из самых мощных в Формуле-1, но их недюжинный потенциал ограничивался недостатками шасси Williams. Что касается мощности, то самым-самым стал P84/5 (925 л.с.). После сезона-2005 BMW переключилась на проект Sauber, а затем ушла из F1 в 2009 году с посылом «Здесь слишком много политики, мы — за чистое искусство!».
Результаты Williams BMW в Формуле-1 (2000–2005)
Год | Пилоты | Очки (КК) | Победы | Подиумы | Поулы |
---|---|---|---|---|---|
2000 | Ральф Шумахер Дженсон Баттон | 36 (3-е место) | 0 | 3 | 0 |
2001 | Ральф Шумахер Хуан Пабло Монтойя | 80 (3-е место) | 4 | 9 | 4 |
2002 | Ральф Шумахер Хуан Пабло Монтойя | 92 (2-е место) | 1 | 10 | 7 |
2003 | Хуан Пабло Монтойя Ральф Шумахер | 88 (4-е место) | 4 | 8 | 4 |
2004 | Хуан Пабло Монтойя Ральф Шумахер | 68 (4-е место) | 1 | 4 | 1 |
2005 | Марк Уэббер Ник Хайдфельд | 66 (5-е место) | 0 | 4 | 1 |
Жаль что БМВ и Вильямс разошлись. Убойное было сочетание.