Представьте, что вам предложили составить список «икон» Формулы-1 всех времен и народов. Уверен, в топ-10 попадут такие имена как Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Хуан-Мануэль Фанхио… В том, что касается болидов, то вероятно в нем окажутся McLaren MP4/4, Ferrari F2004 или Williams FW14B. А как насчет двигателей? В этом вопросе, как правило, ограничиваются тем, что называют пару производителей. Без какой-либо конкретики.
Детали, по большому счету, мало кого интересуют. И совершенно напрасно! Потому что когда-то в Формуле-1 выступал мотор, сокрушающий соперников более десятилетия. Невероятная статистика с огромным количеством побед на этапах и чемпионатах, а также продолжительность карьеры сделали его одним из величайших гоночных двигателей всех времен.
Возвращение мощности
В 1966 году в Формуле-1 перешли на использование более мощных силовых агрегатов. В случае с «атмосферниками» допускался рабочий объем не свыше трех литров, а для двигателей с наддувом – не более полутора. Отдача выросла с 200-220, до почти 400 лошадиных сил, что сделало гонки более захватывающим зрелищем. Ведь теперь пилатам не нужно было выбирать энергосберегаюшие траектории на выходе из поворотов, достаточно было просто нажать на газ! Однако эти, казалось бы исключительно положительные изменения в регламенте, привели чемпионат мира к дефициту двигателей.

Наблюдая за этим казусом, Ferrari довольно потирали руки. Агония «гаражистов», что может быть приятней строгому взору Комендаторе? У самих то итальянцев загодя был припасен V12 от спортпрототипа! А вот командам использующим моторы Coventry-Climax: Lotus, Cooper и Brabham, пришлось действительно туго. Ведь еще в 1965 году британский производитель объявил, что не собирается создавать двигатели под новые правила.
В конечном итоге, Джек Брэбхэм нашел двигатели в родной Австралии (Repco), Cooper перешли на Maserati V12 (увеличенный до 3-литров древний агрегат 57-года), в Lotus же провели сезон разрываясь между откровенно слабыми (расточенными до двух литров) Coventry-Climax, и мощными, но сырыми 400-сильными BRM H16. Главным недостатком последнего, с точки зрения Чепмена, была вовсе не надежность, а наличие у BRM собственной гоночной команды. Босс Lotus не сомневался что заводская команда получает приоритетное обсеспечение.
Колин Чепмен идет на отчаянный шаг. Он обращается к британскому правительству и автомобильной промышленности с просьбой: ради престижа Великобритании создать трехлитровый агрегат, способный побеждать в Формуле-1. Желающих не нашлось, и тогда Колин вспомнил о компании своих бывших сотрудников.

Фирма Cosworth была основана в 1958 году Майком Костином и Кейтом Даквортом и специализировалась на создании и тюнинге высокопроизводительных двигателей, ориентированных в первую очередь на гонки. Для нас же гораздо интереснее тот факт, что познакомились два инженера за год до этого, работая на Lotus. Неудивительно, что имея столь тесные связи с Колином Чепменом, большая часть заказов Cosworth (и, следовательно, финансирования) исходила именно от Lotus.
Разумеется, потянуть в одиночку столь затратный проект как создание нового двигателя Формулы-1 Чепмен не мог. Пришлось обратиться за помощью к Ford. Американцы хорошо знали о возможностях Чепмена по совместным успехам в Индианаполисе. Кроме того, Ford как раз проводил агрессивную гоночную экспансию, во многом нацеленную против Ferrari. После нанесенного Комендаторе личного оскорбления (подробности вы можете узнать посмотрев фильм «Форд против Феррари»), победа в 24-часах Ле-Мана стала для Генри Форда II делом чести. Поэтому нет ничего удивительно в том, что на проект нового мотора для Формулы-1 (и Формулы-2), Ford выделил 100 тысяч фунтов стерлингов. К слову: за такую сумму Берни Экклстоун купил команду Формлулы-1 Brabham целиком.
Получившийся двигатель V8 90° выдавал 405 лошадиных сил при 9000 об/мин, и это был, пожалуй, самый мощный двигатель в Формуле 1.
Эра Cosworth
DFV V8 дебютировал на Гран-при Нидерландов 1967 года в Зандворте – третьем этапе чемпионата мира. Грэм Хилл сходу завоевал поул, а Джим Кларк победил в гонке, к большому удивлению других команд! Соперники недоумевали: откуда взялся этот двигатель? Что помогло ему выиграть с первой попытки? За счет чего он обгонял болиды с моторами V12?

Отчасти, секрет заключался в конструкции Lotus 49 – первого среднемоторного болида, двигатель которого является силовым элементом шасси. Такое решение позволило снизить массу, повысить жесткость и улучшить управляемость до такой степени, что Lotus 49 выиграл еще три гонки в этом сезоне. Лишь неполный сезон и ненадежность ГРМ (три технических схода) не позволили Джиму Кларку победить в чемпионате. Первым стал Денни Халм, выступавший на Brabham-Repco.
Со следующего сезона началась эра Cosworth. DFV выиграл все гонки, кроме одной! А с 1969 по 1973 годы вообще все. Благодаря Косворту, Lotus, Tyrrell и McLaren оформили семь титулов подряд! Лишь в 1975 году Ferrari удалось прервать доминирование Cosworth: усилиями Лауды и Регацциони Скудерия победила в обоих зачетах. Казалось, эра DFV подходит к концу, а на вершину выходят «плоские» моторы Ferrari. Но «Косси» продолжил победную серию, выиграв еще пять чемпионатов мира в период с 1976 по 1982 год! Всего за карьеру в Формуле-1, DFV одержал 155 побед, и лишь начало турбоэры, остановило тотальное превосходство этого мотора.
Но на этом история не закончилась. Старичку, после трех «операций по омоложению», удалось продержаться в чемпионате мира до 1991 года. За эти годы мощность выросла с изначальных 405, до более чем 600 лошадиных сил.
Cosworth V8 добивался успеха не только в Формуле 1: вариант с уменьшенным рабочим объемом и турбонаддувом десять раз подряд побеждал в Инди-500. Доминировал в чемпионатах USAC и CART. Дважды выигрывал в «24 часа Ле-Мана» и завоевал несколько титулов в Формуле 3000.

Едва ли в обозримом будущем мы станем свидетелями появления столь всепобеждающего агрегата. А значит Cosworth DFV V8 так и останется одним из самых успешных гоночных двигателей, когда-либо созданных для автоспорта! Пожалуй в этом отношении с ним может поспорить лишь легендарный Offenhauser.
Классный движок!
Классный мотор! Золотая эпоха.
Leighton Brandt
wBLbiibvkfFhqBbwfiStj
Alaiya Farmer
FOumAUqxmYiEhnoJqooOX
amTlMmQvpmjDpfk
Vada Roy
Hailey Park
Madalyn Mclean
Julieta Frederick