Считается, что запрет бериллия в Формуле-1 остановил доминирование McLaren Mercedes, и вывел на вершину Михаэля Шумахера и Ferrari. Якобы в FIA, которую тогдашние острословы называли не иначе как FIArrari, в открытую подыграли Скудерии, «неспособной» создать мотор с чудо-поршнями. Что никакой реальной опасности бериллий, находящийся внутри двигателя, не представлял. Так ли это на самом деле, тема сегодняшнего материала.
Ни для кого не секрет, что достигнув предела в развитии какой-либо технологии, инженеры почти всегда находят способ этот потолок пробить. Именно так произошло в Формуле-1 в середине 90-х. В то время казалось, что для трехлитровых двигателей был достигнут предел по весу, мощности и оборотам. Считалось, что снижение массы ШПГ, для дальнейшего роста оборотов, практически невозможно. А ведь для изготовления поршней применяли не только привычный RR58, но и довольно сложные сплавы, например — AlCuMnZrTi. Но в реалиях «Королевы автоспорта» его возможности быстро исчерпались. Было очевидно, что мотористы достигли вершины развития и дальнейший прогресс если и возможен, то будет незначительным. Но внезапно произошел технологический прорыв!
Мотористы Mercedes-Benz Ilmor решили использовать в качестве материала для поршней экзотический и безумно дорогой сплав алюминия с бериллием: «Lockalloy» (вероятно это был AlBeMet®-162, от Brush Wellman: 62% бериллия и 38% алюминия). Волшебный металл оказался втрое легче алюминия, по плотности был равен магнию, и был в шесть раз жестче стали! Это позволило уменьшить вес поршней на 30% (в некоторых источниках упоминают про 35%). В итоге, масса двигателя «FO110G» составляла всего 107 кг! Для сравнения: чемпионский двигатель Renault RS-9 (1997 год) весил 121 килограмм.
«Lockalloy» пришел в Ф1 из аэрокосмической отрасли, но вполне возможно, что Иллиен и Морган (Illien + Morgan = Ilmor), производившие двигатели Mercedes-Benz для Формулы-1, заметили этот сплав в тормозах конкурентов. В 1996 году бериллий начали использовать в команде Ferrari, но итальянцы не являлись пионерами в этой области. Ведь еще в семидесятых на монструозном Porsche 917 использовались бериллиевые тормозные диски. Чистое безумие!
Благодаря «бериллиевым поршням», команда McLaren-Mercedes получила технологическое преимущество, правда ненадолго. В те годы в Формуле-1 шли на все, дабы как можно быстрее догнать конкурентов: Ferrari и Peugeot, мгновенно включились в «гонку вооружений». Стало очевидно, что в этой войне останавливаться никто не собирается, а значит взрывной рост стоимости двигателей неминуем.
Так почему запретили бериллий?
Факт того, что бериллий наносит вред здоровью не являлся откровением. В том числе для FIA. Поэтому, еще в сезоне 1998 года бериллий был запрещен к использованию в Формуле-1, правда с существенной оговоркой: в тормозной системе.
Пункт 11.2.1 Технического регламента 1998 года: All brake calipers must be made from aluminium materials with a modulus of elasticity no greater than 80Gpa
В то время никто даже не подозревал что найдутся умники, решившиеся использовать бериллий в другой области, а именно — внутри двигателя. Вероятно с их точки зрения, отныне волшебный металл никак не мог повлиять на здоровье окружающих. Рон Деннис настаивал на том, что риск связан лишь с производством деталей, а не с их использованием. Но реалии Формулы-1 оказались довольно суровы к AlBeMet.

Сверхфорсированные моторы «сжирали» поршни даже из этого «чудо-сплава»! Причем разрушались (крошились) они практически полностью: для анализа причин отказа практически ничего не оставалось. А значит, вся эта «прелесть», вместе с дымом, улетала в атмосферу! Так что основная причина запрета — забота об экологии и здоровье человека — отнюдь не профанация. Ведь спасения от бериллиоза, так называется заболевание вызванное вдыханием бериллиевой пыли, нет: он не лечится.
Бериллиоз, или бериллиевая болезнь: Бериллий и его соединения — высокотоксичные вещества. Наибольший вред наносится легким. Бериллий медленно высвобождается из различных органов и выводится через почки. Этот процесс может продолжаться от 20 до 30 лет. У некоторых людей, проживавших вблизи заводов, перерабатывающих бериллий, также развилась бериллиевая болезнь. (c) Институт Промышленной Безопасности.
Кроме того, президент FIA Макс Мосли всегда любил заботиться о чужих расходах. Дабы не вводить боссов команд (и автоконцерны) в искушение начать очередной виток гонки вооружений, Мосли просто запретил использование этого крайне дорогого сплава.
Tomas Donovan