Роторный двигатель AvadiРоторный двигатель Avadi

За всю свою более чем столетнюю историю, двигатель внутреннего сгорания изменился не так уж и сильно. К примеру, современный мотор Changan и агрегат от Ford T, мало чем отличаются. В обоих случаях, энергия сгорания топлива преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращение коленвала, в результате чего происходит «работа» – крутящий момент. Правда, было одно исключение – роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Однажды мы подробно расскажем как о самом Феликсе Ванкеле, так и об его детище. Но сегодня речь идет о несколько ином агрегате. В нем нет привычного поклонникам Mazda треугольного ротора. Но нет и коленвала! Как так? Давайте разбираться.

Недавно компания Avadi Engines продемонстрировала работу необычного двигателя. Необычно в нем то, что для работы используется поршень, совершающий возвратно-поступательное и, одновременно, вращательное движение!

То есть, внутри цилиндра поршень не только ходит вверх и вниз, но крутится вокруг своей оси.

Кстати, мы совершенно забыли упомянуть о том, что поршень Avadi MA250 использует два шатуна, вращающихся в противоположных направлениях. Посредством этой сладкой парочки, мощность передается на выходной вал через планетарную передачу. Еще одной особенностью MA250 является отсутствие газораспределительного механизма. Это означает отсутствие потерь на его привод.

На первый взгляд, чисто внешне, все это напоминает редуктор заднего моста, с подключенным к нему вибрационным насосом. Который, помимо прочего, еще и вращается вокруг собственной оси. Но ради чего такая сложность? Ради снижения веса, компактности и повышения удельной мощности! О каких числах идет речь? Судите сами:

Начнем с того, что прототип роторно-поршневого двигателя Avadi весит всего 11 кг! При этом выдает мощность 16 л.с. при 3700 об/мин. Крутящий момент – 30 Нм при 3500 об/мин. И все это с четверти литра (250 см3) рабочего объема! Avadi Engines утверждает, что термический КПД прототипа достигает 42%. Для сравнения: лучший из существующих ДВС, Toyota M15 семейства Dynamic Force, достиг показателя в 41%.

В настоящий момент сложно оценить перспективы новой концепции. С одной стороны, мировой автопром стремится к полной углеродной нейтральности. Что перечеркивает перспективы ДВС. С другой стороны Европа, из-за превосходства китайцев в области электромобилей, вновь меняет курс! Да, сгорание вновь в моде. И здесь весьма пригодился бы компактный и мощный мотор роторный мотор Avadi. Вот только сомнительно, что в условиях необходимости работы в двух направлениях (электро-будущее ведь никто не отменял!), европейские автопроизводители смогут позволить себе эксперименты с необычными моторами. Поэтому когда произойдет, и произойдет ли вообще, серийное воплощение этой концепции, пока не ясно. Но мы обязательно будем держать вас в курсе событий по этой теме!