Audi в Grand-PrixAudi в Grand-Prix

Auto Union Type C, вне всякого сомнения, был болидом опередившим время. Концепция Фердинанда Порше полностью подтвердила свою состоятельность в 1936 году, когда среднемоторная компоновка привели марку Auto Union к триумфу.

Бернд Роземайер: Серебряная Комета

Чемпион мира Формулы-1 Найджел Мэнселл однажды сказал: без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен даже покинуть боксы. Это справедливо сейчас. Это было справедливо сто лет назад. Так стоит ли удивляться тому, что важнейшим фактором, позволившим Auto Union одолеть Mercedes, стали пилоты? Точнее, один пилот.

В 1936 году за команду Auto Union начал выступать бывший мотогонщик по имени Бернд Роземайер. Удивительно, но Бердт как никто другой понял характер этого среднемоторного монстра. За восходящей немецкой звездой не могли угнаться ни сам Ганс Штук, ни прославленный итальянский ас Тацио Нуволари. Возможно, что побеждать Бердту помогала повышенная чувствительность к малейшим нюансам управления, свойственная мотоциклистам. Возможно, необычайная техническая одаренность, по достоинству оцененная как самим Фердинандом Порше, так и главным конструктором Auto Union, Эбераном фон Эберхорстом. А возможно, Роземайер просто не знал, как должен управляться «нормальный» гоночный болид. Поэтому выжимал все возможное из среднемоторного Auto Union. Так или иначе, но факт остается фактом: Розеймайер подарил Auto Union победу в Чемпионате Европы с первой попытки! Ну и вишенка на торте в том же сезоне герр Роземайер выиграл чемпионат Европы по горным гонкам.

Между прочим, одолел Серебряная Комета не абы кого, а несокрушимую дружину Mercedes-Benz, честь которой в тот период отстаивали такие асы, как:

✅️ Рудольф Караччиола

✅️ Герман Ланг

✅️ Манфред фон Браухич

✅️ Ричард Симэн

Разумеется, поклонники Mercedes-Benz могут не согласиться насчет несокрушимости. Мол, из-за неконкурентоспособности болида Mercedes W25 «Серебряные стрелы» с середины сезона покинули мир Больших призов. Дабы вернуться с абсолютным оружием Mercedes W125. Против которого уже Auto Union Type C оказался бессилен. Шутка ли, Mercedes W125 обладал невиданной прежде мощностью – 646 л.с! Но не меньше впечатлял и расход топлива, достигавший 160 литров на 100 километров.

Первый раз в новый гоночный Класс

В 1938 году регламент гран-при в очередной раз изменился. Рабочий объем двигателей с наддувом ограничили тремя литрами. Для атмосферных моторов лимит составлял 4,5 литра.

Новый болид Auto Union разработали под руководством профессора Эберана фон Эберхорста. И нужно отметить, что внешне он выглядел куда элегантней своих предшественников! К тому же мощность мотора упала не так и сильно: с 520 до 485 л.с.

Auto Union Type D (1938-39 гг). Двигатель: V12 60º. Рабочий объем: 2986 см3. Система питания: 2 карбюратора Solex и два двухступенчатых нагнетателя типа Roots. Мощность: 485 л.с. при 7 000 об/мин.

Но Mercedes-Benz, к слову, так же перешедшие на моторы V12, победили и в 1938 году! Чемпионом Европы вновь стал Рудольф Караччиола. В том числе потому, что в чемпионате не участвовал Бернд Роземайер, погибший незадолго до начала сезона в попытке побить абсолютный рекорд скорости. Вот как это было…

Rekordrannen: рекордные войны

28 января 1938 года, Бердт Роземайер (Auto Union) и Рудольф Караччиола (Mercedes-Benz), на участке автобана А5 между Франкфуртом и Дармштадтом, выясняли кто быстрее. На дистанции в 1 километр со стартом с места, Караччиола достиг скорости 432,7 км/ч (время 8,32 сек). Роземайеру удалось разогнаться «всего» до 429,594 км/ч (время 8,36 сек). Перед Берндтом был выбор: смириться с поражением, или выйти на последнюю попытку! Бернд решает ехать, несмотря на усилившийся ветер. Ведь Роземайер во что бы то ни стало необходимо превзойти результат гонщика Mercedes-Benz.

Audi в Grand-Prix: испорченный триумф
Берндт Роземайер, по прозвищу Серебряная Комета. © Pinterest

Пройдя один километр (скорость на отсечке 432 км/ч), Роземайер продолжил заезд, дабы установить время на дистанции в 1 милю. Но внезапно после сильного порыва ветра Auto Union вылетел с дороги, несколько раз перевернулся, и… Чуть позже Бернд Роземайер был найден в лесу, более чем в ста метрах от места крушения.

Украденный триумф?

В 1939 году миру, по известным причинам, стало не до гонок. Чемпионат Европы все же состоялся, но официально чемпион того года так и не был объявлен. По крайней мере, представителями AIACR.

Принято считать, что победил Херманн Ланг, доминировавший в том году. Семь побед из десяти стартов – впечатляющее достижение! Более того, Ланг выиграл половину (два из четырех) Grande Épreuves Чемпионата Европы. Но поклонники Audi по-прежнему уверены, что чемпион 1939 года гонщик Auto Union – Херманн Пауль Мюллер!

Их мнение основано на  существующей на тот момент системе начисления «минимальных» очков, где за победу присуждается 1 балл, за второе место 2, за третье 3… За сход/неучастие, от 4 до 8. В таком варианте Мюллер – действительно чемпион (12 очков), а Ланг второй (14 очков). Однако 30 ноября 1939 года, газета Völkischer Beobachter опубликовала заявление главы ONS (Высшей национальной спортивной комиссии по автомобильному спорту Германии) Адольфа Хюнляйна, следующего содержания:

Поскольку из-за войны представители AIACR не могут собраться, я объявляю чемпионом Европы Германа Ланга, из команды Mercedes-Benz, с 23 очками.

На первый взгляд, Хюнляйн решил использовать выгодную для Mercedes-Benz систему «максимальных» очков. К слову, французскую и не утвержденную AIACR. Но благодаря расследованию энтузиастов выяснилось, что глава ONS считал по-прежней системе, но по своему! По крайней мере, такой вывод можно сделать основываясь на опубликованном на сайте 8w.forix письма доктора Гарри Нимана, главы архивов Daimler AG.

Корпусфюрер Хюнляйн (глава NSKK и ONS) номинировал Германа Ланга на звание чемпиона, потому что AIACR не смог провести сессию в октябре 1939 года в Париже, из-за начала Второй мировой войны. В том году Герман Ланг принял участие в десяти Гран-при, и с семью победами был бесспорно лучшим гонщиком года. Но принимая во внимание результаты четырех Grande Épreuves, результат гонщика Auto Union Мюллера были на два очка лучше, чем у Ланга… Тогда Хюнляйн решил посчитать все результаты сезона.

Причина, по которой Адольф Хюнляйн решил отдать чемпионство гонщику Mercedes-Benz Лангу, а не представителю Auto Union Мюллеру, остается загадкой.  Точно такой же загадкой остается то, результаты каких именно гонок Хюнляйн приплюсовал в свою таблицу.

Audi в Grand-Prix: испорченный триумф
Эта история вполне могла получить продолжение в… СССР! Но, к сожалению, Auto Union Typ 650, он же Сокол 650, так и не взлетел. © Wikipedia

На этом история Auto Union в мире Гран-при завершается, дабы начаться вновь, в 2026 году.