Попытка разобраться, что выгоднее для эксплуатации в России — электромобиль или машина с ДВС — задача с множеством переменных. Причем некоторые из условий известны разве что шаманам, способным видеть недоступное взору простых людей! Поэтому итоговая выгода часто зависит не столько от характеристик самого автомобиля или теоретических преимуществ электричества над бензином, сколько от изменчивых внешних условий.
И это наглядно видно на примере сравнения двух современных новых кроссоверов: электромобиля Volkswagen ID.4 Crozz стоимостью ~ 3 – 4,5 млн. руб. (батарея 84,8 кВт·ч, 204 л.с.) и бензинового Volkswagen Tiguan 2.0 TSI (2.0 л, 190 л.с.) стоимость которого также колеблется около отметки 4 – 4,5 миллиона рублей.
Расход топлива/энергии
Итак, бензиновый Tiguan способен «скушать», в зависимости от условий, до 8–11 л на каждую сотню километров. При цене АИ-95 в ~65 руб./литр (июнь 2025 г., МО), каждые сто километров на бензиновом Тигуане обойдутся примерно в 550–700 рублей.

С электромобилем все не так просто. Ведь стоимость преодоления вожделенных ста километров радикально меняется в зависимости от того, где вы берете энергию! Например, если вы не торопитесь, то зарядиться можно даже на бесплатных ЭЗС. Да, в Москве есть и такие!
Для жителя новостройки с зарядной колонкой (днем – 8.47 руб./кВт·ч) или коттеджа с ночным тарифом (электроплита – 3.43 руб./кВт·ч) сто километров будут стоить всего 60–250 рублей — впечатляющая разница с бензином, не правда ли? Однако на коммерческих зарядных станциях (ЭЗС) цена энергии взлетает до 15–30 руб./кВт·ч. В этом случае те же сто километров для Volkswagen ID.4 Crozz (12–28 кВт·ч/100 км) выльются уже в 150–500 рублей летом, и до 900 рублей зимой, что в целом близко к озвученным выше расходам на бензиновый Volkswagen Tiguan 2.0 TSI.
Разумеется, учитывать только цену «топлива» в картине эксплуатационных расходов – не совсем верно!
И все-таки стоимость страховок мы учитывать не будем, поскольку этот фактор сильно зависит от того, кто и где на машине ездит. То же самое с плановым техобслуживанием. Хотя общепризнанно, что в этом вопросе электромобили лидируют с большим отрывом. Отзывы реальных владельцев на Drive2 говорят, что электромобиль спокойно обслуживается за 3 – 10 тыс. руб., в зависимости от СТО и марки электромобиля.
Кстати! Не забудьте добавить к расходам на машину с ДВС годовой абонемент на парковку! На это владельцу машины с ДВС (без резидентного разрешения) потребуется от 150 000 до 370 000 рублей.
(Цены на авто – auto.ru; на топливо и электроэнергию — актуальные данные на июнь 2025 г., МО; стоимость парковки – «Московский паркинг»; стоимость обслуживания – отзывы на Drive2)
Как видите, в теории электромобиль дает сплошную экономию. Однако на практике…
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Однако даже с учетом очевидной экономии, сдерживающим фактором для популяризации электромобилей в нашей стране остается катастрофическая нехватка инфраструктуры! Сейчас преимущество электромобиля в России полностью раскрывается только при не слишком дальних вояжах, и наличии «домашней кормовой базы». И это – действительно серьезная проблема!
Только вдумайтесь: на 2025 год во всей России всего около 7 500 общедоступных ЭЗС. Для сравнения: в Турции, с населением почти вдвое меньше нашего, их почти в два раза больше. Более того, за МКАД ситуация становится совсем печальной: в среднем, менее одной станции на 300 километров!

Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России, в части развертывания 72 000 ЭЗС к 2030 году, увы, буксует. Также не выполнены стратегические планы по выпуску электромобилей. Как констатировал Интерфакс: «в связи с недостижением целей, концепцию собираются уточнить».
Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу
На фоне не слишком гладкого пути в электрический мир будущего особенно странным выглядело добавление дополнительной финансовой нагрузки. Согласно данным АЕБ, введение утильсбора (667 400 рублей за электромобиль), спровоцировало обвал продаж ЭМ на 63%.
Но самый печальный тренд – постепенная отмена льгот. Например, полное отсутствие транспортного налога, о котором мы писали выше, теперь – привилегия москвичей (а также жителей Ленинградской, Кемеровской, Калужской областей… Всего в 26 субъектах.). В остальных регионах, как правило, существуют дополнительные условия. В качестве примера: требование о производстве ЭМ на территории ЕАЭС; ограничения по мощности; доступность льгот только для юрлиц…
Еще одна ложка дегтя…
Кстати, в конце 2025 года закончится срок бесплатного проезда для всех без исключения электромобилей по платным магистралям! Впрочем, здесь также есть нюанс: льготу сохранят для ЭМ отечественной сборки (Москвич, Эволют).
Также нельзя забывать, что многих потенциальных покупателей беспокоит стремительный прогресс в области аккумуляторов. Риск того, что купленный сегодня новейший электромобиль через пару-тройку лет морально устареет – не иллюзорен!
Но даже признавая экономические и инфраструктурные сложности, мы не можем игнорировать главное преимущество электромобиля важное для всех – экологию.
Почему электрификация необходима?
ДВС жизненно необходимо как можно скорее изгнать из центров городов, подальше от школ, детсадов и даже офисов. Иначе, мы так и будем дышать «прекрасным букетом», состоящим из едких оксидов азота, разъедающих дыхательные пути и создающие тот самый удушливый смог, диоксида серы, виновника кислотных дождей и канцерогенного бензола.

Но самое неприятное – мельчайшими частицами сажи! Это ведь именно ее невидимые глазу частицы проникают глубоко в легкие и даже в кровь, провоцируя астму, хронические бронхиты, инфаркты, инсульты и рак.
В больших городах именно транспорт – главный источник этого невидимого ядовитого облака, под которым живут миллионы людей, включая детей. Отвергая электрификацию, мы сознательно вносим свою лепту в этот яд, которым дышат все вокруг.
А как у них?
К слову, здесь снова показателен опыт Китая (где 50% продаж – электромобили), которому удалось существенно снизить загазованность в городах за счет электромобилей. Хотя у них и не получилось искоренить проблему полностью из-за зависимости генерации от угля. Но у нас то доля угольных ТЭС куда меньше, а значит и эффект будет сильно заметнее!
- Замена автомобилей с ДВС на электромобили снижает выбросы на 8,72–85,71 кг CO2 ежемесячно. Среднемесячный темп сокращения достигает 9,47%. © Влияние использования электромобилей на аккумуляторных батареях на качество воздуха в трех крупных городах Китая.
Однако превращение электрификации транспорта в национальную стратегию упирается в желание власти и бизнеса решить не только инфраструктурные и экологические, но и системные проблемы. И пока эти вопросы не решены, электромобиль в России остается скорее «игрушкой для фанатов», чем массовым и экономически выгодным транспортом чистого и светлого будущего. А ДВС – продолжит травить людей своим выхлопом.