Когда черная лошадь – не лошадь

Во второй половине восьмидесятых в FISA решают уравнять моторы в чемпионатах Формулы-1 и SWC. По замыслу чиновников, двум высшим мировым первенствам предстояло гоняться на идентичных атмосферных 3.5 литровых двигателях. В случае с Ф-1 окончательный переход состоялся в 1989 году. В случае с прототипами, участники получили несколько отсрочек, позволивших использовать «старую технику» до 1991 года включительно. Правда с некоторыми оговорками, но об этом ниже.

Придя в Mazda мистеру Икксу, по прозвищу «Мистер Ле-Ман», удается совершить два чуда.

✅ Во-первых, уговорить боссов Mazda пойти на сотрудничество с французской Oreca. Отныне все решения принимаются непосредственно на трассе! Команде больше не нужно ждать согласований с офисом в Хиросиме и возить туда машину для внесения изменений.

✅ Во-вторых, Жаки Икксу (согласно легенде совместно с руководителем команды Такаёси Охаси), сумел убедить организаторов, что 2,6-литровый роторно-поршневой двигатель Mazda сильно недотягивает до лимита в 3,5 литра. А значит, новые правила к нему неприменимы!

Первую часть рассказа о приключениях Mazda в Ле-Мане читайте здесь. 

В результате в 1991 году «старые» многолитровые монстры «Группы Ц» получили весовой балласт в 100 кг. После чего прототип высшей категории весил минимум тонну. А вот масса болидов Mazda осталась на прежнем уровне – 830 кило! Таким образом, по уровню энерговооруженности Mazda (760 л. с. на тонну) превзошла даже могучий Mercedes (730 л. с. на тонну)! Кроме того, меньший вес помогал пилотам японской команды экономить шины и тормоза. Которые, впервые в истории Ле-Мана, были «карбоновыми», что давало дополнительное преимущество.

Последняя битва Jaguar и Mercedes в «Группе Ц»

Впрочем, все это едва ли делало пилотов Mazda претендентами на победу. Фаворитами считались использовавшие «старорежимные машины Группы Ц» команды Mercedes-Benz и Jaguar. Так, например, немцы установили под капот С11 могучий пятилитровый твин-турбо M119 V8. Для XJR-12 британцы использовали 7,4-литровый мотор V12. Ожидалось, что гонка станет финальным поединком между двумя легендами Ле-Мана!

Кроме того, весьма быстрыми показали себя прототипы Peugeot, полностью соответствующие новым правилам. К слову, первые 10 мест на стартовой решетке Ле-Мана ’91 были зарезервированы за машинами новой Категории-1, к коему относились Peugeot и … Jaguar! Изначально англичане собирались гоняться на новейших XJR-14 оснащенных 3,5-литровыми моторами Ford Cosworth HB. Но в последний момент отказались от этой идеи по соображениям надежности, выставив на старт гонки три XJR-12 «Группы Ц».

Первая тройка в квалификации по времени круга. В скобках позиция после применения гандикапа.

✅ №1 Mercedes-Benz C11. Шлессер, Масс, Ферте – 3:31.270 (11-й)
✅ №2 Jaguar XJR-14 LM. Фаби, Уорвик, Ачесон – 3:31.912 (не стартовал)
✅ №3 Peugeot 905. Аллио, Жабуй, Бальди – 3:35.058 (1-й)

Со старта вперед вырвались юркие Peugeot. Но всего через час гонщикам Sauber-Mercedes удалось прорваться сквозь пелотон и возглавить гонку. Тогда стало очевидно что новый регламент сделал 7,4-литровые Ягуары беспомощными. Из-за высокого расхода топлива пилотам британской конюшни приходилось постоянно идти в режиме экономии топлива. Также очевидным был факт, что Peugeot не смогут выдержать темп предложенный пилотами Sauber-Mercedes.

Так и вышло. После схода французов преимущество в скорости «Серебряных стрел» над остальными выглядело неоспоримым. За семь часов до окончания гонки, экипаж Sauber-Mercedes лидировал с преимуществом в три круга! Mazda и Jaguar боролись лишь за второе место, меняясь местами во время пит-стопов. Но постепенно более мощный, но прожорливый (в среднем 54,4 л/100 км), Ягуар начал отставать. Экипаж Mazda закрепился на втором месте.

Все шло к очередному триумфу Mercedes, но внезапно лидер в клубах пара заезжает в боксы! Перегрев и kaputt надеждам на победу!

Продолжение следует…