В 1970 году в 24-часовом марафоне в Ле-Мане произошло знаменательное событие: победу одержал экипаж Ганса Херрманна и Ричарда Эттвуда на Porsche 917. Это была первая победа Porsche в Ле-Мане! На фоне подлинного триумфа немцев, незамеченным едва не прошло еще одно важное событие. Речь идет о полноценном гоночном дебюте роторно-поршневого двигателя.
Строго говоря, РПД Mazda начали использовать в автоспорте еще в 1967 году. А в случае с NSU и того раньше, аж в 1959 году. Но сегодня речь идет о Mazda и о «Больших гонках».
Мировой гоночный дебют Mazda c РПД состоялся в гонке 24 часа Спа-Франкоршам ’69. Там Mazda R100 пришлось соперничать, в том числе, с Porsche 911, Chevrolet Camaro и BMW 2002. К сожалению, один из пилотов Mazda попал в смертельную аварию, но два других экипажа финишировали на 5-м и 6-м местах в абсолюте! Но, разумеется, это была лишь прелюдия, в попытке покорить Ле-Ман.
В 1970 году, роторно-поршневой двигатель Mazda 10A установили на шасси Chevron. К сожалению, Chevron-Mazda сошла с дистанции через 19 кругов, но именно 1970 год ознаменовал начало долгого пути Mazda на вершину Ле-Мана. Впрочем, все последующие годы выглядели скорее попытка провести испытания боем, чем как серьезная заявка на победу. Собственно, это подтверждается и результатами: за более чем 10 летнюю историю, лишь дважды Мазды с РПД сумели добраться до финиша на кольце в Ла-Сартэ: в 1974 и 1983 годах. Низкая надежность попросту не позволяла гонщикам реализовать потенциал «ротора». В дальнейшем выносливость мотора подтянули, но все равно пилоты Mazda (или с моторами Mazda) не могли составить конкуренцию соперникам на феноменально быстрых Porsche 956 и 962C. Единственным утешением были неплохие результаты в своем «Группе Ц2», но кого из болельщиков это всерьез волновало?
В 1986 году на горизонте забрезжил лучик надежды: японцы представили трехроторный вариант ванкеля с индексом 13G, аж на 450 л.с! Много это или мало? Судите сами: в это же время гонщики Porsche имели под педалью без малого 700 лошадей. В 1988 году Mazda добавила еще одну секцию, после чего мотор Mazda 767 развивал уже вполне конкурентоспособные 600 л.с. Но сути это не изменило: гонщики Mazda оставались статистами.
К сезону 1990 года японцы приготовили супероружие с индексом R26B. Отдача новейшего четырехсекционника превышала 900 лошадей! Это стало возможным благодаря инновационным карбоновым уплотнениям роторов, бесступенчатой регулировке геометрии впуска и аж трем свечам на каждую камеру! Правда для 24 часовой гонки отдачу пришлось снизить до куда более скромных показателей: 690 л. с. при 9000 об/мин. Результат? Да такой же, как прежде: сход обеих машин! Но самое обидное: Mazda по-прежнему не выглядела конкурентоспособной в отношении скорости! Пожалуй, выступления Mazda с РПД в Ле-Мане так и остались бы бесплодными, если бы не Жаки Иккс.
Продолжение следует.